«Спор гремяченских активистов о раскулачивании (По роману Шолохова «Поднятая целина»)»
Сочинение
Вобрав в себя многое из того драгоценного, что Шолохов достиг в «Тихом Доне», «Поднятая целина» как бы продолжила повествование о революционной эпохе, когда сознание трудовых людей все энергичнее впитывало новое, социалистическое, когда рождалось коллективное миропонимание и с невероятными муками изживалось косное, «темное» в крестьянской психике. Шолохов не мог пройти мимо великих революционных событий, мимо движения миллионных масс крестьянства, боровшихся против кулацкой кабалы за свободную колхозную жизнь. Писатель временно отложил работу над «Тихим Доном» и отдал все силы созданию нового романа. «Я писал «Поднятую целину», – рассказывает Шолохов, – по горячим следам, в 1930 году, когда ещё были свежи воспоминания о событиях, происшедших в деревне и коренным образом перевернувших её: ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы». Первая книга «Поднятой целины» увидела свет в начале 1932 года. Ей суждено было стать самым значительным художественным памятником того времени. Шолохов показал самый процесс «поднятия целины», роста людей, поднятых партией к новой жизни и получивших возможность строить будущее.
Развивая сюжет романа о рождении колхоза, Шолохов передает напряженность борьбы двух лагерей: с одной стороны, трудовые казаки, возглавляемые рабочим-путиловцем Семеном Давыдовым, с другой – кулаки и белогвардейцы во главе с бывшим есаулом, диверсантом Половцевым. Свою работу по созданию колхоза Давыдов начинает с раскулачивания. Именно на них опирались враги, подготавливая контрреволюционное восстание. Понимая необходимость такого жестокого метода борьбы, как раскулачивание, Давыдов проводит разъяснительную работу с сельскими коммунистами и сталкивается с разными точками зрения на данную проблему.
В сельсовете после раскулачивания собираются Давыдов, Нагульнов и Разметнов. Давыдов, с перевязанной головой после нанесенного ему удара обрезом кулаком Титом Бородиным. При подсчете количества конфискованного хлеба Андрей Разметнов говорит, что не будет больше участвовать в раскулачивании, что он «не обучен с детишками воевать», напоминает, что у Гаева, которого они только что раскулачили, детей одиннадцать человек. Вспоминая об этом, он говорит: «Пришли мы – как они взъюжались, шапку схватывает!.. Зачали мы их из куреня выгонять… Ну, тут я глаза зажмурил, ухи заткнул и убег за баз! Бабы – по-мертвому, водой отливали сноху… детей…» Но искренние слова Андрея Разметнова, его переживания не разделяют ни Нагульнов, ни Давыдов. Каждый из них находит аргументы, чтобы доказать Разметнову, что его жалость неуместна и является проявлением его слабости и мягкотелости.
Давыдов выходит из себя, кричит, что их никто не жалел, потому они тоже не должны никого жалеть. Он рассказывает, как его отца после забастовки сослали в Сибирь. Их у матери было четверо, и мать, чтобы не умереть с голоду, пошла на улицу. Тяжело, всхлипами дыша, Давыдов с минуту ходил по комнате, потом обнял Андрея за плечи, вместе с ним сел на лавку и стал убеждать его в том, что кулацкие семьи выселяют, «чтобы не мешали строить новую жизнь», что это вынужденная мера, что зарабатывать себе на жизнь они будут трудом, а дети их уже не будут кулацкими детьми – рабочий класс их перевоспитает. Говорил Давыдов спокойно, но руки у него дрожали, никак не могли ухватить папиросу.
Взглянув на Нагульного, Андрей увидел, что лицо его покрывается мертвенной плёнкой. У него начинался припадок. Прыгнув на Разметнова, он закричал: «Гад!.. Как служишь революции? Жа-ле-е-шь? Да я… тысячи станови зараз дедов, ребятишков, баб… Да скажи мне, что надо их в распыл… Для революции надо… Я их из пулемета… всех порежу!» Дико зрачками, с пеной на губах, он хрипел: «3арублю-у-у-у!..»
Анализ сцены: «Спор гремяченских активистов о раскулачивании» показывает, каким сложным и мучительным был процесс поворота беднейшего крестьянства к новым социалистическим отношениям. Борьба с теми, кто мешал строить новую жизнь, была жестокой, порой беспощадной, и требовалась большая выдержка и стойкость, чтобы не сорваться, не сбиться с правильного пути. Мы видим в разобранном эпизоде позиции разных героев –мягкость и жалостливость Андрея Разметнова, твердость и непреклонность Семена Давыдова и необузданную жестокость, граничащую с фанатизмом Нагульнова. Трагедия Макара Нагульнова – трагедия человека, который, сделав правильный исторический выбор, изменяет гуманной цели, стремясь достигнуть ее давлением, насилием, жестокостью. И, в сущности, не видит иных средств и возможностей.
Шолохов не дает нам прописных истин, каким должен быть человек. Он показывает нам, каковы люди сейчас, в данных обстоятельствах, в данную минуту, но так, что всякий раз мы видим, чувствуем и понимаем, какой должна быть прекрасная человеческая личность.
Другие сочинения по этому произведению
«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский)
«Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
«Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский).
«Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека» )
Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»
Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека
Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»).
Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция?
Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека")
Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека"
Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» )
Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. Шолохова "Судьба человека"
Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
Русский характер (О рассказе "Судьба человека")
Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Судьба военного поколения
Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека»
Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека»)
Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека")
Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека"
Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека»)
Образ и характер Андрея Соколова
В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека"
Тема чести человеческого достоинства
В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства
Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Судьба человека в гражданской войне
Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека»
А был он лишь солдат Солдатами не рождаются
Судьба русского человека в годы войны
Судьба человека.
Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне
Как вы понимаете слово «судьба»
Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека»
"Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека
Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека»
Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека»)
«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»
«Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей»
О названии рассказа «Судьба человека»
Судьба человека,судьба народная
Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека”
Анализ произведения
Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа
Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы ( По рассказу "Судьба человека")
Исповедь Соколова в рассказе «Судьба человека»
Гуманизм в рассказе
Судьба русского война в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером
Пафос рассказа «Судьба человека»
Борьба есть условие жизни
Защита родины есть защита и своего достоинства
Форма и сюжет рассказа «Судьба человека»
Сочинение по рассказам Шолохова и Бабеля
Судьба военного поколения (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека")
Характеристика произведения "Судьба человека" Шолохова М.А.
Идейно-тематическое содержание рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Система образов рассказа «Судьба человека»
Русский чудо-человек
«Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы
Судьба человека в русской литературе XX века
Художественные особенности рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
Человек и его подвиг (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)
Размышления о романе Михаила Шолохова «Поднятая целина»
Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
Происхождение романа М.Шолохова «Поднятая целина»
Русские крестьяне романе «Поднятая целина»
Руководящая роль партии в деревне (по роману "Поднятая целина")
Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина»
История создания рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Художественно-идейное содержание рассказа
Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
Героическое и трагическое в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Мое любимое произведение рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»
«Судьба человека» Шолохова Имя М. А. Шолохова
Особенности жанра рассказа в "Судьбе человека" Шолохова М.А
Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина»
Авторский замысел романа «Поднятая целина»
Значение массовых сцен в прозе Шолохова (По роману «Поднятая целина»)
В чем смысл названия рассказа «Судьба человека»
Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы
Вера в человеколюбие и гуманизм в рассказе «Судьба человека»
Композиционная особенность рассказа «Судьба человека»
Попытки Соколова преодолеть одиночество
Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина»)
Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина»)
Жанровые особенности рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Кто ведёт повествование в рассказе «Судьба человека»
Анализ финала рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Шолохов "Судьба человека"
Подвиг (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова М.А.
Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова)
Смысл названия рассказа «Судьба человека»
Изображение народного характера в повести М. Шолохова «Судьба человека»