Судьба человека
Михаил Александрович Шолохов
««Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).»
В своей нобелевской лекции Михаил Шолохов писал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив». И писатель не ошибся. Его книги действительно затрагивали самые чувствительные струны человеческой души, рассказывали о том, о чем и думать было больно, — о гражданской войне, коллективизации, раскулачивании, Великой Отечественной войне. И так получилось, что в творчестве Михаила Шолохова отразились важнейшие события в жизни страны в начале 20-го века.
В рассказе «Судьба человека» перед нами проходит целая человеческая жизнь, жизнь, перечеркнутая войной… Сама история в образе кровавой войны вмешалась и сломала судьбу Соколова. Андрей попал на фронт в мае 1942 года под Лоховеньками. В грузовик, на котором он работал, попал снаряд. Его подобрали немцы.
Главный герой рассказа, Андрей Соколов, знакомится на переправе с рассказчиком и делится с ним своей историей о суровых испытаниях, посланных судьбой на его долю. А на долю Андрея выпало немало горя и страданий. Потерял он любимую жену и всех детей, кроме сына, был в плену, где тоже приходилось несладко. Потом потерял и сына, и остался он на этой земле один-одинешенек.
И эта история, к сожалению, имела множество повторений в судьбах русских людей того времени… К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. 8 сентября 1941 года германское верховное командование издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по своей жестокости: «…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение, достойное честного солдата…».
Поэтому Шолохов ввёл в свой рассказ и описание плена, что было несвойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели: «Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…"
Самый главный эпизод пребывания Андрея Соколова в плену — сцена допроса его Мюллером, комендантом лагеря. Он был безжалостным человеком.
Поводом к вызову Андрея Соколова на допрос послужило его неосторожное высказывание по поводу тяжести работы в каменном карьере: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». На следующий день Соколова вызвали к Мюллеру. Понимая, что он идет на смерть, Андрей попрощался с товарищами.
Когда голодный Соколов вошел к коменданту, первое, что он увидел, был стол, заставленный едой. Но Андрей не повел себя, как голодное животное. Он нашел силы отвернуться от стола. Кроме того, он также нашел в себе силы не увиливать и не пытаться избежать смерти, отказавшись от своих слов. Андрей подтверждает, что четыре кубометра — это слишком много для голодного и уставшего человека.
Мюллер решил оказать Соколову «честь» и лично расстрелять его, но перед этим он предложил ему выпить за немецкую победу: «…как только услыхал эти слова, — меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!» И Соколов отказывается выпить.
Но Мюллер, уже привыкший издевательски относится к людям, предлагает Андрею выпить за свою погибель. Андрей выпил, и даже пошутил: «Я после первого стакана не закусываю». Так выпил Соколов и второй стакан, и третий, не закусывая: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Увидев такую нечеловеческую силу воли у истощенного, и морально, и физически, человека, Мюллер не удержался от искреннего восторга: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду».
Почему же Мюллер пощадил Андрея? Да еще и дал с собою хлеба и сала, которые потом в бараке военнопленные поделили между собой? Думается, что немец не убил Андрея по одной простой причине: он испугался. За годы работы в лагерях они видел немало надломленных душ, видел, как люди становятся собаками, готовыми за кусок пищи убить друг друга. Но такого он еще не видел! Мюллер испугался, потому что причины подобного поведения героя не были ему понятны. Да и не мог он их понять. Впервые среди ужасов войны и лагеря, Мюллер увидел нечто чистое, большое и человеческое — душу Андрея Соколова, которую ничто не смогло развратить и испачкать. И немец преклонился перед этой душой.
Мне кажется, что немецкий плен, описанный писателем в рассказе, является одним из самых ярких доказательств того, что война — самое чудовищное явление на земле. Она калечит не только тела, но и души, и выстоять в этой смертельной схватке с врагом и со своей совестью очень нелегко. А те, у кого это получатся, становятся героями таких замечательных произведений.
Другие сочинения по этому произведению
«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский) «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский). «Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека» ) Анализ рассказа