«Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека"»
Сочинение
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою ?
М. В. Исаковский
«Судьба человека» — это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком плену Андрей Соколов показал себя мужественным и стойким солдатом, но по характеру он человек очень мирный. В плену ему всё время снилась семья, во сне он разговаривал с женой Ириной и детьми: «... я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе...». Так мысли о семье помогали ему выжить в фашистском лагере. Через два года, вернувшись из плена домой, он услышал от соседа рассказ о гибели жены и дочерей при бомбёжке. Но был жив его старший сын Анатолий, и Андрей Соколов опять стал мечтать о семейной жизни, как после войны женит сына и будет нянчить внуков. Его сын погиб вдень Победы от пули немецкого снайпера, и похоронил отец «в чужой, немецкой земле последнюю радость и надежду». Таким образом, за годы войны Андрей Соколов потерял всё, чем дорожил в жизни: жену, детей, дом.
Жениться в другой раз герой не мог, так как по характеру был однолюб. Этот сдержанный и суровый человек нежно любил свою жену: «Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней её, не было и не будет!». Соколов воплощает в себе активное, творческое начало: жить только для себя, своими страданиями и тяжёлыми военными воспоминаниями герой не мог — не такой характер. Подобная концепция личности близка писателю: именно герой с мужественным и великодушным характером может противостоять трагическим историческим событиям. Андрею Соколову надо заботиться о других, отдавать себя людям, любить. Поэтому он сразу обратил внимание на беспризорного малыша у чайной, разглядел его «глазёнки», такие ясные, «как звёздочки после дождя». Примечательно следующее обстоятельство: Ванюшка несколько дней жил возле чайной, где обедали местные шофёры; много взрослых людей видели этого мальчика, кормившегося подачками и объедками, но пригрел его только Андрей Соколов. Мальчика усыновил человек с подорванным здоровьем, без дома, без жены, а, например, не бездетный друг Андрея Соколова, у которого в Урюпинске есть дом и жена-хозяйка.
Ребёнок спас героя от одиночества и отчаяния, жизнь осиротевшего взрослого человека «осмыслилась», то есть получила достойную цель, вполне соответствующую его характеру и убеждениям. Андрей Соколов подарил мальчику отцовскую любовь, о которой ребёнок так мечтал. Жизнь маленького сироты, трагичная в самом начале, выправилась, благодаря случайной встрече у чайной. Так отец и сын, осиротевшие, порознь пропадающие, обрели общую судьбу.
Шолохов оценивает Андрея Соколова как истинного героя не только потому, что солдат выжил в тяжелейших условиях фронта и лагеря, но ещё и потому, что сумел сохранить в себе доброту, сочувствие чужим страданиям и желание помочь слабым. Забота о Ванюшке стала достойным содержанием жизни главного героя. Ребёнок, а также весенний пейзаж становятся символами неоста-новимости жизни, символами надежды. Когда Андрей Соколов и Ванюшка подходят к сидящему у переправы автору, тот быстро сравнивает их внешний вид. Отец — высокий, сутулый, небрежно одетый в прожжённый ватник; мальчик — маленький, одетый в аккуратно зашитую курточку и маленькие сапожки. У одного — «большие чёрствые руки»; у другого — «розовые ручонки». У взрослого — в глазах смертная тоска, от которой автору сделалось не по себе; у маленького — взгляд доверчивый, наивно-ясный.
Начиная свою исповедь, Андрей Соколов отсылает Ванюшку к воде поиграть, и ребёнок практически выпадает из поля зрения автора, захваченного рассказом случайного собеседника. Но к концу исповеди тема обездоленного и спасённого детства выдвигается на первый план, так как через отношение к ребёнку Шолохов проверяет душевные качества взрослых героев — Андрея Соколова и автора. Андрей Соколов боится, что может умереть от сердечного приступа и мальчик опять останется сиротой, а автор отворачивается, чтобы Ванюшка не испугался слёз седою «дяди».
Подводя итог, следует отметить, что главным в «Судьбе человека» является трагический пафос, который пронизывает весь рассказ. Судьбы детей, обездоленных (Ванюшка) или убитых (родные дети Андрея Соколова), являются ярким доказательством бесчеловечности войны. Живым проклятием войне становится судьба главного героя рассказа. Даже тогда, когда Андрей Соколов находит нового сына, happy end не получается: герой каждую ночь видит во сне жену Ирину и родных детей и чувствует, что его здоровье ухудшается с каждым днём.
Это предчувствие трагического конца сложным образом переплетается с любимой идеей Шолохова о непременном, несмотря ни на что, торжестве жизни над смертью. Утверждая свой оптимистический взгляд на мир, в финалах самых трагических произведений писатель изображает весну и ребёнка — символы жизни. На последней странице романа «Тихий Дон» совершенно опустошённый, призывающий смерть как избавление, Григорий Мелехов стоит у порога родного дома и держит на руках своего сына Мишатку. В «Судьбе человека» Андрей Соколов идёт к причалившей лодке, а рядом семенит Ванюшка, его приёмный, но горячо любимый сын.
Другие сочинения по этому произведению
«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский)
«Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
«Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский).
«Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека» )
Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»
Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека
Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»).
Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция?
Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека")
Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека"
Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» )
Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. Шолохова "Судьба человека"
Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
Русский характер (О рассказе "Судьба человека")
Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Судьба военного поколения
Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека»
Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека»)
Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека")
Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека"
Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека»)
Образ и характер Андрея Соколова
В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Тема чести человеческого достоинства
В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства
Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Судьба человека в гражданской войне
Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека»
А был он лишь солдат Солдатами не рождаются
Судьба русского человека в годы войны
Судьба человека.
Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне
Как вы понимаете слово «судьба»
Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека»
"Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека
Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека»
Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека»)
«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»
«Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей»
О названии рассказа «Судьба человека»
Судьба человека,судьба народная
Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека”
Анализ произведения
Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа
Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы ( По рассказу "Судьба человека")
Исповедь Соколова в рассказе «Судьба человека»
Гуманизм в рассказе
Судьба русского война в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером
Пафос рассказа «Судьба человека»
Борьба есть условие жизни
Защита родины есть защита и своего достоинства
Форма и сюжет рассказа «Судьба человека»
Сочинение по рассказам Шолохова и Бабеля
Судьба военного поколения (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека")
Характеристика произведения "Судьба человека" Шолохова М.А.
Идейно-тематическое содержание рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Система образов рассказа «Судьба человека»
Русский чудо-человек
«Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы
Судьба человека в русской литературе XX века
Художественные особенности рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
Человек и его подвиг (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)
Размышления о романе Михаила Шолохова «Поднятая целина»
Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
Происхождение романа М.Шолохова «Поднятая целина»
Русские крестьяне романе «Поднятая целина»
Руководящая роль партии в деревне (по роману "Поднятая целина")
Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина»
История создания рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Художественно-идейное содержание рассказа
Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
Героическое и трагическое в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Мое любимое произведение рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»
«Судьба человека» Шолохова Имя М. А. Шолохова
Особенности жанра рассказа в "Судьбе человека" Шолохова М.А
Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина»
Авторский замысел романа «Поднятая целина»
Спор гремяченских активистов о раскулачивании (По роману Шолохова «Поднятая целина»)
Значение массовых сцен в прозе Шолохова (По роману «Поднятая целина»)
В чем смысл названия рассказа «Судьба человека»
Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы
Вера в человеколюбие и гуманизм в рассказе «Судьба человека»
Композиционная особенность рассказа «Судьба человека»
Попытки Соколова преодолеть одиночество
Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина»)
Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина»)
Жанровые особенности рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Кто ведёт повествование в рассказе «Судьба человека»
Анализ финала рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Шолохов "Судьба человека"
Подвиг (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова М.А.
Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова)
Смысл названия рассказа «Судьба человека»
Изображение народного характера в повести М. Шолохова «Судьба человека»