«Русские крестьяне романе «Поднятая целина»»
Сочинение
Роман М.А.Шолохова «Поднятая целина» сегодня вызывает много споров. Оно и понятно. Если писатель не только оправдывает, но и прославляет беззаконие и насилие, объявляет врагами тех, кто честно и много трудился, то это вызывает протест у читателя. Но уж никто не скажет, что Михаил Александрович не показал правдиво, насколько же тяжел труд земледельца. Один из героев книги образно говорил об этой доле, что « до ночи сорок потов с тебя сойдут, на ногах кровяные волдыри с куриное яйцо, а ночью быков паси, не спи: не нажрется бык - не потянет плуг». Но для очень многих казаков хутора Гремячий Лог легче сезон батрачить бесплатно из последних сил, лишь бы не навязывали им колхоз. Автор романа довольно правдиво рисует настроение большинства хуторян, которые собрались на сход обсуждать вопрос вступления в колхоз.
Русские крестьяне, которые только - только получили землю, о колхозах рассуждали примерно так: «Сначала дали землю, теперь - отбирают!» И болела у них душа. Казаки же, которые владели землей всегда, испокон веков, тем более не желали объединяться. Они, к тому же, справедливо подозревали, что колхозы будут грабительскими. И поэтому на собрании в Гремячем Логу многие были согласны с Николаем Люшней, который здраво рассуждал, что «колхоз - дело это добровольное, хочешь - иди, а хочешь - со стороны гляди!» Так вот он и хочет со стороны глядеть. Но добровольности как раз - то Советская власть и не терпела. Уже все было решено за крестьян и казаков в Москве, не верящей слезам и крови, за кремлевскими стенами, сколько хозяев и в какой срок вступит в колхозы. И начинают общие собрания колхозников выносить постановления о выселении кулацких семей. Как это сделала гремяченская беднота на следующий день после убийства Хопрова, 4 февраля. Решение вынесено было единогласно. И те, кому совесть и гордость не позволяли жить бедно:
Титок, Фрол Дамасков и другие - едут теперь на голод, холод и смерть на далекий север. А с ними и те, кого потом власти уже не решаются назвать «кулаками», многодетный Гаев и ему подобные. Раскулачивание называлось тогда «административной мерой». Ее применяли к тем, кого считали врагами, хотя бы ничего противозаконного человек и не сделал. Поэтому - то так униженно просят прощения казаки и бабы после бабьего бунта. Не потому, что считают себя неправыми: они хотели взять зерно, которое им принадлежало и без которого они обречены были на голод. А потому, что боятся, что их объявят «врагами» и сошлют. И не пустыми словами, а страшной угрозой звучит давыдовское: «Большевики не мстят, а беспощадно карают только врагов…» И многое значит его обещание не считать участников бабьего бунта «врагами» и не применять к ним «административных мер».
А кроме раскулачивания есть еще и меры, которые «убеждают», что колхоза казакам не миновать: лишение гражданских и избирательских прав, после чего человека в любой момент могли арестовать; объявление бедных крестьян «подкулачниками», если у них просыпались совесть и жалость. Объявление «социально опасным» и, наконец, наган и холодная комната. Последние меры отлично применял Макар Нагульнов.
И идут, помимо воли, казаки, «слезой и кровью» разрывая «пуповину, соединявшую… с собственностью, с быками, с родным паем земли». Среди колхозников вынужден прятаться и крепкий хозяин Яков Лукич Островнов, который успел замаскироваться, чтобы не попасть под раскулачивание. Только с Половцевым и может откровенно поговорить он о колхозе, о бедняках, которые теперь там заправляют: «Он, может, всю жизнь на пече лежал да об сладком куске думал, а я… да что там гутарить!» А Яков Лукич всю жизнь работал, да интересовался агротехникой, да горб наживал. А теперь все под корень! Да, ужасная пора, когда трудолюбивый и удачливый человек вынужден прятаться. Конечно, писатель рисует Островнова, Половцева черными красками. Но, думается, здесь явная предвзятость. Хорошие душевные качества мало зависят от денежного состояния. И они, скорее даже, присущи богатым людям, чем бедным.
За короткое время, что описано в романе «Поднятая целина», читатель наглядно видит плоды «великого перелома». В хуторе не остается зажиточных хозяев, хлеб для хлебозаготовок выбивают силой, крестьян, захотевших согласно лживой сталинской статье «Головокружение от успехов» выйти из колхоза, лишают семенного хлеба; перед вступлением в колхоз порезано множество скота и т.п. А впереди для страны страшный голод, репрессии и война…
Оправдывая жестокости и беззакония, Шолохов пытается изобразить дело так, будто на Дону готовится антисоветское восстание. Сегодня уже известно, что большинство из тех контрреволюционных организаций, которые так успешно «раскрывало» ГПУ и НКВД, были попросту выдуманы. Скорее всего, что не существовал и описанный в романе «Союз освобождения Дона», потому что большинство активных борцов с новой властью или уехали, или были уничтожены. А остальные рассуждали подобно Никите Хопрову: « Я против власти не подымаюсь и другим не советую». Но даже если такой союз и существовал, он не мог серьезно угрожать партийной власти. «Поднятая целина» невольно разоблачает и другой обман Сталина, что раскулачивание - это мера, принятая как защита против террора кулаков, которые всячески вредят колхозам. Нет, ничем русский народ не заслужил уничтожение миллионов самых работящих своих хозяев. А если и были где - то случаи сопротивления, то это была месть отдельных людей, доведенных до отчаяния ограблением и насилием над ними и близкими. Таков и Тимофей Рваный в романе.
Читая роман, горюешь, что так страшно изломаны и исковерканы оказались судьбы, души и нравы казаков. И невольно думаешь о том, до какого унижения России довела ее колхозная система, что она вынуждена просить пропитания в других странах.
Другие сочинения по этому произведению
«Борьба есть условие жизни…» (В. Г. Белинский)
«Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
«Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством…» (В.Г. Белинский).
«Русский чудо-человек...» (по рассказу «Судьба человека» )
Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»
Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова Судьба человека
Гуманистическая тема в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Изображение русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»).
Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция?
Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Мои размышления о рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова "Судьба человека")
Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова "Судьба человека"
Образ Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» )
Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
Проблематика рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. Шолохова "Судьба человека"
Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
Русский характер (О рассказе "Судьба человека")
Сочинение-отзыв по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Судьба военного поколения
Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
Художественные особенности рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Тема войны в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Мои рассуждения над рассказом Шолохова «Судьба человека»
Проблема нравственного выбора в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Образ главного героя в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Тяжелое время войны и судьба человека (по произведению «Судьба человека»)
Судьба человека – судьба народная. (по рассказу Шолохова "Судьба человека")
Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Сочинение размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»
Художественное своеобразие рассказа "Судьба человека"
Книга о войне которая меня взволновала (Шолохов «Судьба человека»)
Образ и характер Андрея Соколова
В чём смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека"
Тема чести человеческого достоинства
В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства
Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Судьба человека в гражданской войне
Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
Мужчина-сирота и ребенок-сирота в повести «Судьба человека»
А был он лишь солдат Солдатами не рождаются
Судьба русского человека в годы войны
Судьба человека.
Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Проблематика рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» это повесть о простом человеке на войне
Как вы понимаете слово «судьба»
Воплощение русского характера эпохи в рассказе «Судьба человека»
"Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы." Шолохов.М.А. - Судьба человека
Фольклорные элементы поэтики в рассказе «Судьба человека»
Прошедший все круги ада (рассказ Шолохова «Судьба человека»)
«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н. К. Рерих) (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)
Правда о войне в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»
«Судьба человека» М.А.Шолохов «Во время мира сыновья хоронят отцов, во время войны отцы хоронят сыновей»
О названии рассказа «Судьба человека»
Судьба человека,судьба народная
Образ воина в рассказе Михаила Шолохова “Судьба человека”
Анализ произведения
Эпизоды наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова главного героя рассказа
Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы ( По рассказу "Судьба человека")
Исповедь Соколова в рассказе «Судьба человека»
Гуманизм в рассказе
Судьба русского война в рассказе Шолохова «Судьба человека»
Психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером
Пафос рассказа «Судьба человека»
Борьба есть условие жизни
Защита родины есть защита и своего достоинства
Форма и сюжет рассказа «Судьба человека»
Сочинение по рассказам Шолохова и Бабеля
Судьба военного поколения (по рассказу М. А. Шолохова "Судьба человека")
Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М Шолохова "Судьба человека")
Характеристика произведения "Судьба человека" Шолохова М.А.
Идейно-тематическое содержание рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Система образов рассказа «Судьба человека»
Русский чудо-человек
«Судьба человека» явилась открытием той жанровой формы
Судьба человека в русской литературе XX века
Художественные особенности рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека»
Человек и его подвиг (по рассказу Шолохова «Судьба человека»)
Размышления о романе Михаила Шолохова «Поднятая целина»
Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
Происхождение романа М.Шолохова «Поднятая целина»
Руководящая роль партии в деревне (по роману "Поднятая целина")
Переломные годы в жизни крестьянства в романе Михаила Шолохова «Поднятая целина»
История создания рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Художественно-идейное содержание рассказа
Образ воина-труженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»
Героическое и трагическое в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"
Мое любимое произведение рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека»
«Судьба человека» Шолохова Имя М. А. Шолохова
Особенности жанра рассказа в "Судьбе человека" Шолохова М.А
Сталинская коллективизация в романе «Поднятая целина»
Авторский замысел романа «Поднятая целина»
Спор гремяченских активистов о раскулачивании (По роману Шолохова «Поднятая целина»)
Значение массовых сцен в прозе Шолохова (По роману «Поднятая целина»)
В чем смысл названия рассказа «Судьба человека»
Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы
Вера в человеколюбие и гуманизм в рассказе «Судьба человека»
Композиционная особенность рассказа «Судьба человека»
Попытки Соколова преодолеть одиночество
Борьба двух враждебных лагерей (По роману Шолохова «Поднятая целина»)
Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель (образ Макара Нагульнова в романе «Поднятая целина»)
Жанровые особенности рассказа «Судьба человека» М. А. Шолохова
Кто ведёт повествование в рассказе «Судьба человека»
Анализ финала рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Шолохов "Судьба человека"
Подвиг (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Анализ рассказа "Судьба человека" Шолохова М.А.
Стойкость (по рассказу «Судьба человека» Шолохова)
Смысл названия рассказа «Судьба человека»
Изображение народного характера в повести М. Шолохова «Судьба человека»