Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев
«Трагизм образа Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»»
Роман
Да, это действительно фигура колоритная, монументальная. Сам Тургенев признавался, что «при сочинении Базарова… не только не сердился на него, но и чувствовал к нему „влечение“, род недуга». Может показаться странным последнее сочетание: «влечение» и «род недуга». Очевидно, Тургенев понимал, что герой, создаваемый им, полон противоречий. Более того, рискну назвать его трагической фигурой. И трагической не столько потому, что он умирает в конце романа, умирает глупо, нелепо… Впрочем, смерть в столь раннем возрасте всегда нелепа. Трагична фигура Базарова, в большей степени, из-за его внутренней противоречивости. Вероятно, поэтому смерть героя представляется вполне закономерной.
Базаров — сильная личность. Не признавать этого было бы бессмысленно и бесполезно. Он умен, деятелен, чем выгодно отличается как от своих литературных предшественников, так и от героев, с которыми сводит его воля автора. Сам Базаров заявляет, что он «нигилист»,
Чтобы не быть голословным, приведем следующий пример. Тургенев обожает проводить своих героев через испытание любовью. Не составил исключение и роман «Отцы и дети». Базаров называет любовь, нежность, вообще, любые чувства «романтизмом», «вздором», короче говоря, чепухой, которой не следует заниматься здравомыслящим людям. А к подобным он относит и себя. Но говоря так, Базаров не понимает, что обкрадывает себя, лишает простых человеческих эмоций. В конце концов, он и сам попадает в разряд глупцов-романтиков, которых так самозабвенно ругает.
Встреча с Одинцовой, с этой умной, красивой женщиной, личностью не менее сильной, чем сам Базаров, показала ему, что, в сущности, и он подвержен «слабостям». Он понял, что способен полюбить. Но, даже поняв это, герой продолжает ругать себя за такое проявление своей души: «Он легко сладил бы со своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».
Эта раздвоенность, поселившаяся в душе Базарова, а, вернее, сознание того, что и он, оказывается, человек, а не машина, делают Базарова несчастным, а, следовательно, трагическим в наших глазах. В самом деле, видеть, как мучается и страдает человек, всегда больно, но особенно больно видеть, как переживает сильный человек, личность неординарная и заслуживающая счастья.
Итак, мы видим, что Базаров не может примирить в себе зарождающееся чувство и собственную жизненную позицию, отвергающую это чувство.
Базаров одинок. Он одинок изначально, ибо не встретил (да и вряд ли встретит) человека, равного себе. Люди, окружающие его, не могут сравниться с ним. Аркадия Кирсанова, конечно, нельзя назвать другом ему, да и их приятельские отношения вскоре прекращаются.
Даже в своем доме Базаров одинок. Родители благоговеют перед ним и, в некоторой степени, боятся своего ученого сына. Самому Базарову скучно в их обществе. Получается, что и в кругу родных он одинок. Это страшно. Одиночество — самое тяжелое испытание, не все его выдерживают.
Разумеется, Тургенев никогда не показывал нам подобного развития событий, но сама логика романа позволяет догадаться об этом. И выходит, что смерть — наилучший выход из положения. Это отмечал и
Критик оценил значимость этого образа, но и он заметил, что счастливым Базаров быть не сможет, по крайней мере, в данное время. Ему некого любить, у него нет соратников, по-настоящему близких людей. А ведь это делает нашу жизнь прекрасной.
Поэтому можно уверенно заявить, что фигура Базарова — фигура трагическая. И трагизм этот заключен, прежде всего, внутри самого героя. Когда человек не может жить в ладу с самим собой, когда в нем нет внутренней гармонии, тогда такой человек поистине несчастен и заслуживает жалости. И нам искренне жаль Базарова.
Другие сочинения по этому произведению
«Барчуки проклятые» в романе