Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев
«Сильные и слабые стороны нигилизма»
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
Читая роман «Отцы и дети», можно свалить в одну кучу всех присутствующих нигилистов. Аркадия из неё надо сразу убрать, так как он больше относится к эпохе «старичков-Кирсановых». Остаются Базаров, Ситников и Кукшина.
При разговоре о нигилизме вообще, по-моему, следует, различать две его разновидности. Начну со второй. Приближаясь с каждой страницей к концу тринадцатой главы, всё больше и больше растёт отвращение к Кукшиной и Ситникову. Тургеневу принадлежит заслуга в том числе и за изображение этих личностей. Таких людей во все переломные времена было много. Чтобы стать прогрессистом, достаточно только задрапироваться. Нахвататься умных фраз, исказить чужую мысль — вот удел «новых людей», впрочем, это так же легко и выгодно, как при Петре было легко и выгодно нарядиться европейцем. В это время полезен нигилизм — пожалуйста, достаточно надеть маску.
Теперь от общих фраз перейду к тексту. О чем говорят Кукшина и Ситников? Ни о чем. Она «роняет» вопросы, он её вторит, удовлетворяя своё себялюбие. Смотря на порядок вопросов Авдотьи Никитишны, невольно думаешь о том, что творится у нее в черепной коробке. О ветре, который, наверное, свободно гуляет в её голове и приносит то одну, то другую мыслишку, абсолютно не заботясь об их порядке. Впрочем, такое положение «прогрессистов» наиболее безопасно. Если раньше Ситников мог с удовольствием бить ямщиков, теперь он этого делать не станет — это не принято и я-де новый человек. Хорошо хоть так.
Почему носителем идей нигилизма является именно Базаров? Человек, способный отрицать нещадно всё, что для других прекрасно, часто вырабатывается в серой атмосфере трудовых будней. От сурового труда грубеют руки, манеры и сама личность. После утомительной работы необходим простой физический отдых. О высоком и прекрасном он забывает, привыкая смотреть на мечты как на блажь. Приходится думать только о насущном. Неразъяснённые сомнения, неопределённые отношения кажутся мелкими, ничтожными. И поневоле такой человек привыкает смотреть с отвращением на изнеженных барчуков, думающих о процветании общества и не ударивших для этого пальцем о палец. Связан с этим и облик Базарова. Тургенев просто взял его из одной из многих мастерских и привёл с красными руками, угрюмым взглядом и в фартуке прямо к читателю. Нигилизм сформировался здесь «в естественных условиях». Он натурален.
Любая философия обладает своими преимуществами и недостатками. Нигилизм — тоже философия, имеющая свои плюсы и минусы. Однако следует помнить, что преимущество является таковым только с одной точки зрения так же, как и недостаток может обернуться счастьем.
Одной из особенностей нигилизма является его практичность. В нем нет ничего лишнего, все подчинено единой цели. Для этого человеку приходится сжиматься в комок, убирать то, что мешает этому. Он идет к конечному пункту, где его всегда ждет успех. Прочь все сомнения, все лишние мысли! Ничто не должно мешать на пути. В ком-то живут две личности — одна думает и делает, другая её контролирует; кто-то вообще не может найти себя. Нигилист всегда един в себе. Он объединил мысль и дело, акт ума и акт воли.
С этим связан ещё один плюс нигилизма. Задуманное действие всегда совершается, и совершается с максимальным эффектом. Это не только приближает к цели, но и необходимо.
Сомнения всегда мешают. А вместе с ними и всё ненужные мысли и чувства. Они сбивают нигилиста с «пути истинного»: Базаров не видит красоты природы, не чувствует высокого полета поэзии. Он их не скрывает, чувства прочно атрофировались со временем. Конечно, это упрощает жизнь и не создает лишних проблем, но вместе с тем это обедняет душу.
Базарова можно понять. Без этого его нигилизм не существует в полной мере. И все-таки было бы лучше, если бы в нем присутствовали хоть какие-то чувства. Они наполняют человека огромной энергией, которую можно применить везде. Даже смотря с практической точки зрения, так лучше. Многие учёные совершали свои открытия, вдохновленные любовью и красотой.
Отношения с родителями у Базарова не сложились. Это тоже недостаток нигилизма, и с этим ничего поделать нельзя. Что может делать Евгений Васильевич в родном доме? Две вещи: прозябать за разговорами о френологии, Радемахере и прочей чепухе или ставить опыты.
Ни то, ни другое не получится. В первом случае Базарову пришлось бы отказаться от себя. Молодой, энергичный человек сбежал бы от постоянной болтовни родителей, таких любящих и таких надоедающих. Второй случай тоже не пройдет. Отец, стремясь быть ближе к сыну, будет сильно мешать ему. Как бы то ни было, разлуки и родительских страданий не избежать. И не стоит расстраивать отца и мать внезапным решением уехать после двух дней совместного пребывания душа в душу. Лучше уж и не приезжать вовсе.
Взаимоотношения Базарова и Одинцовой, вернее, его состояние до и после любви. До встречи с Анной Сергеевной Евгений Васильевич был нормальным, ничего не чувствующим нигилистом. После размолвки же он стал иначе относиться к миру. Он начал чувствовать. Любовь надломила его. Нигилизм силён, когда человек верит только в него. Невозможно делать это и чувствовать одновременно. Свидетельством этого является смерть Базарова. Надломленный нигилист уже не существует. Допустим, что Евгений Васильевич чувствовал и до любви к Одинцовой. В этом случае надлома, а следовательно, и смерти нет.
Однако Базаров умирает, а значит, вместе с ним умирает и нигилизм. Эта философия не прошла проверку — она несостоятельна и обречена на гибель. Что будет дальше, неизвестно.
Другие сочинения по этому произведению
«Барчуки проклятые» в романе