Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев
«Объяснение Аркадия и Кати (анализ эпизода из 25-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»)»
В романе «Отцы и дети» Тургенев показывает не только идеологические споры, но и изображает героев влюбленных, героев, которые любят, женятся, живут вместе. Основной конфликт между Базаровым и «отцами» заключается в выборе жизненного пути и образа мыслей. Главный герой отрицает чувства, творчество, предпочитая им разум и рационализм. Евгений желает познавать новое и опровергать прошлое. Аркадий, напротив, выбирает простую и предсказуемую жизнь, спокойную любовь без взрыва эмоций. В эпизоде объяснения Аркадия и Кати видно его стремление к простоте и ясности.
Кирсанов — приемник своих родственников, он начинает жить так же, как Павел Петрович и Николай Петрович. Этот герой уже отрекся от Базарова: «До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне были не по силам». Любовная история Аркадия очень сильно похожа на отношения с женщинами его отца и дяди.
Анализируемый эпизод расположен во второй половине романа. В нем описывается беседа Кати и Аркадия в саду, в Никольском. Радость освобождения героев из-под власти других людей (Базарова и Анны Сергеевны) и счастье любви приходит к ним одновременно. Их объяснение сопровождается пением зяблика, радостным и легким.
Вступлением к данному эпизоду является зарисовка сада и описание героев. Между ними завязывается беседа сначала на неопределенные, непринужденные темы: о ясене, о Гейне. Героям приятна близость друг друга. Аркадий рад, что Катя не упрекает его за красивые фразы, как это делал Базаров. Как раз о нем и заходит речь у собеседников. Катя считает, что Аркадий выходит из-под влияния своего друга. Наблюдательная девушка поняла, что Аркадий не такой, как Базаров: «Он хищный, а мы с вами ручные». Прошлую приверженность Аркадия базаровским взглядам Катя теперь называет «старыми следами». Аркадий все еще хочет быть похожим на Базарова, но не хищным, а сильным и «энергическим», поэтому обижается на собеседницу. Однако Катерина замечает, что этого нельзя хотеть, такие качества либо есть в человеке, либо их нет: «Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нем это есть».
Далее речь заходит об Анне Сергеевне. Аркадий сравнивает Катю с сестрой. Наступает кульминационный момент — молодой человек почти признается в любви к девушке: «…Но знайте, что я вас не только на вашу сестру, — ни на кого в свете не променяю». Аркадий уходит, оставляя Катю одну.
Таким образом, в эпизоде мы видим, как происходит все большее сближение Аркадия и Кати. Дружба постепенно перерастает в спокойную и чистую любовь. Эта история развивается параллельно с отношениями между Базаровым и Одинцовой, где нарочное отчуждение неожиданно оборачивается порывом сокрушительной страсти. Эта параллель оттеняет трагизм совершающихся в Базарове перемен.
В анализируемом эпизоде видна уже не просто дружба Аркадия и Кати, а нечто большее, вспыхнувшее между ними. Сцена беседы молодого человека и девушки происходит уже после объяснения в любви Базарова к Одинцовой. В отношении Евгения к Анне Сергеевне есть страсть, безумие, которое позже сменяется рассудком, но оставляет тяжелый осадок в душе главного героя. Аркадий же чист в своих помыслах. Его дружба с Катей плавно переходит в любовь. Таким образом, даже сами сцены объяснения героев изображены по-разному, что еще раз подчеркивает их «неодинаковость».
Аркадий и Базаров выбирают различные пути. Да и в имение Одинцовой в этот раз Кирсанов приехал один, без друга. Аркадию проще и приятнее быть с себе подобными, «ручными», нежели с «хищным» Евгением.
Итак, эпизод показывает, что Кирсанов и Базаров — люди, относящиеся к разным мирам. Их жизнь идет у каждого по-своему, причем таких, как главный герой романа, больше нет. Он фигура трагичная, обреченная самим собой на одиночество и тоску, а затем и на смерть. Аркадий же — обычный человек, такой, как и все. Он лишь хотел быть похожим на своего друга, обладать его напористостью, энергичностью, силой воли. Но Кирсанов слишком слаб духовно, чтобы противопоставить себя окружающим, как Базаров. «Вот эта-то не упрекает меня в том, что я красиво выражаюсь», — так думает Аркадий о девушке, радуясь, что при ней не нужно подбирать выражения и бояться упреков.
Как и в большинстве эпизодов романа Тургенева, самой значимой художественной деталью этой сцены является речь героев, их диалог. Во вступительном описании сада, ясеня, бледно-золотых пятен света и слабого ветерка можно отметить своеобразный параллелизм умиротворенному и невозмутимому состоянию героев. Это то, к чему каждый из них стремится в душе. Они чисты и непосредственны, у них много общего, поэтому отношения молодых людей вскоре переходят в новую стадию развития — превращаются в любовь.
Прочитав этот эпизод, читатель приходит к выводу, что Аркадий все больше отдаляется об Базарова, перестает разделять его ценности. И дело, как мне кажется, не в самом Евгении, а в том образе мыслей, который неприемлем для Аркадия. Кирсанов не видит смысла противопоставлять себя обществу, когда можно легко и просто плыть по течению, жить в среде людей, которые не критикуют тебя и не пытаются привносить что-то новое в свое существование. Базаров создает для Аркадия слишком много проблем, задает слишком много неразрешимых вопросов. В этом эпизоде Кирсанов делает свой выбор в сторону Кати, в сторону беззаботной жизни и продолжения «отцовских» традиций.
Другие сочинения по этому произведению
«Барчуки проклятые» в романе