«Базаров и Павел Петрович Кирсанов, как антиподы и двойники (Сопоставительная характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети»)»
Сочинение
Самые замечательные произведения русской литературы ХIХ века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для русской литературы. Оно наглядно проявляется в заглавиях произведений, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Основную группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезу: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы». К этой группе относится и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Проблема взаимоотношения поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как ХIХ, так и ХХ веков, при этом каждый из писателей по-своему видел этот конфликт и его участников. Так, например, в комедии А.С. Грибоедова Чацкий, представитель «века нынешнего», выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с консервативным фамусовским обществом и его устоями «века минувшего». Так же и в «Грозе» А.Н. Островского молодежь является светлым лучом в «темном царстве» отживающих свой век самодуров. М.Ю. Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, что не находил в современниках.
Общим же во многих случаях изображения разными писателями этого конфликта было то, что он оказывался вызван различием жизненных принципов или политических воззрений сторон. В конфликте романа Тургенева «Отцы и дети» нашел отражение антагонизм дворянских либералов и демократов шестидесятых годов ХIХ века, связанный прежде всего с образами Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Именно развитие их взаимоотношений во многом определяет сюжетное движение романа и раскрытие его основной идеи, связанной с идейно-политической борьбой той эпохи и проблемой поколений, так или иначе вовлеченных в эту борьбу.
Первое столкновение между этими героями возникает в пятой главе, хотя появляются они несколько ранее. Базарова мы видим на первых страницах романа и можем уже составить о нем определенное представление, когда в четвертой главе знакомимся с Павлом Петровичем. Нарисованные Тургеневым портреты обоих героев ярко контрастны.
Во всем облике Павла Петровича все «необыкновенно правильно», изящно, законченно; в провинциальном помещичьем доме он сохраняет привычки аристократа. В Базарове же автор подчеркивает демократические черты, простоту и некоторую грубоватость. Полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1 главе, является портрет Павла Петровича.
Если у Евгения лицо «длинное», лоб «широкий», волосы «длинные и густые», то у Павла Петровича черты словно выведены «тонким и легким резцом», а «коротко стриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро». В его облике видна не «самоуверенность и ум», как у Базарова, а «красота замечательная». Он не высокого, как Базаров, а среднего роста, и рука у него не «красная», а «красивая… с длинными розовыми ногтями». В противоположность «одежонке» Базарова («длинный балахон с кистями») Павел Петрович одет в «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки».
Различие между героями проявляется и в их поведении. Мы узнаем, что «за ужином … Базаров почти ничего не говорил, но ел много». Павел Петрович вообще «никогда не ужинал». Приехав к Кирсановым со своим приятелем Аркадием, Базаров «заснул скоро», но зато поднялся, как обычно, раньше всех и сразу же приступил к работе. Мы видим, как набрав лягушек для опытов, он проходит мимо террасы в полотняном пальто и панталонах, запачканных в болотной грязи и тине. Дядя Аркадия Павел Петрович, встретив в доме приехавших из Петербурга молодых людей, «сидел далеко за полночь в своем кабинете», читая и размышляя, вспоминая прошлое. К завтраку он вышел в «изящном утреннем, в английском вкусе» костюме и «маленькой феске», которая вместе с «небрежно повязанным галстучком» намекала «на свободу деревенской жизни».
Такие антитезы во внешних подробностях подготавливают читателя к идейному столкновению героев. Оба они настроены враждебно по отношению друг к другу. «И.. подбородок так аккуратно выбрит … ведь это смешно?» – с иронией замечает Базаров. «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте…», – в тон ему отвечает Павел Петрович.
В разговоре за завтраком эта скрытая до поры до времени неприязнь переходит в явное стремление уязвить противника. Даже Аркадий миролюбиво говорит: «Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся … Ты его оскорбил». Павел Петрович, стремясь выяснить основы нигилизма по отношению к «авторитетам», к искусству, «науке вообще», «В людском быту принятых постановлений», получает «дерзкий» отпор. Его возмущает «совершенная развязность» Базарова, тот воспринимает снисходительный тон собеседника-аристократа как неуместный «допрос».
За две недели пребывания Базарова в Марьино Павел Петрович его «всеми силами души своей возненавидел» как «гордеца, нахала, циника, плебея». В таком настроении он ожидает «схватки с этим лекарем», поводом к которой стал отзыв Базарова об одном из соседних помещиков: «Дрянь, аристократишко». Во втором споре героев высвечивается суть их разногласий. Они имеют социальную основу.
Если для Павла Петровича важна прочность «основания … общественного здания», то нигилист Базаров готов к его разрушению. Считая это исторической задачей своего поколения, он готов даже идти «против народа», точнее – его заблуждений и суеверий, патриархальной нравственности, национальных устоев, успевших, с его точки зрения, во многом устареть. Для Павла Петровича, напротив, интересы народа являются, как он утверждает, высшей ценностью, но по сути в своем мировосприятии он не идет дальше либерализма и требования уважения к личности. Если во времена его молодости эти «принсипы» были показателем прогрессивности, то теперь они взывают «полное и беспощадное отрицание» у молодого поколения нигилистов, как и любое существующее «постановление в современном … быту, в семейном или общественном».
Казалось бы, конфликт героев теперь обозначился как непримиримое противоречие, а сами они выглядят как полные антиподы. Но особенностью развития конфликта романа «Отцы и дети» является то, что две противоположные позиции – нигилиста Базарова и либерала Павла Петровича Кирсанова – оказываются сопоставимы по степени их догматичности, односторонности и узости, отклонения от естественной нормы человеческой жизни, а следование им приводит каждого из «антиподов» к одному и тому же финалу – трагическому одиночеству. Конечно, для Базарова и Павла Петровича этот финал реализуется по-разному (Базаров умирает, а Павел Петрович живет в Англии, хотя писатель подчеркивает, что некогда бравый боец с нигилистом стал похож на мертвеца), но тем не менее у этих героев появляется и определенное сходство.
На первый взгляд, кажется, что последнее – третье – столкновение Базарова и Павла Петровича, которое привело к дуэли между противниками, окончательно разводит их по разные стороны. Правда, несколько настораживает то, что, в отличие от предыдущих, это столкновение не связано с идейной борьбой – оно вызвано чисто личными причинами. Ненависть, которую испытывал Павел Петрович к нигилисту, «нисколько не уменьшилась», когда Аркадий вновь привез друга в Марьино – просто выяснять оппонентам было уже нечего, вот они и прекратили словесные баталии. Зато теперь их вражда привела ко вполне определенным действиям.
Павел Петрович стал невольным свидетелем несколько развязанного и двусмысленного поведения Базарова по отношению к Фенечке, в которую тайно влюблен сам. Как и положено дворянину старой закалки, он вызывает Базарова на дуэль. Как бы пародийно она не выглядела, Павел Петрович решил «драться серьезно» – и Базаров дал согласие на участие в дуэли, хотя он, как истый демократ, конечно, ее не признает. Но, как и Павел Петрович, Базаров никогда не допустит оскорбления своей личности и, если речь идет о защите своей чести, то пусть это даже связано с «пережитками прошлого», но главное – чтобы гордость не пострадала.
На дуэли оба противника ведут себя вполне достойно. Базаров выдержан и тверд – он сохраняет присутствие духа даже тогда, когда опытный дуэлянт Павел Петрович целится ему «прямо в нос». Павел Петрович, раненный в ногу, ведет себя в соответствии с правилами хорошего тона: шутит, никого не винит, на прощание «пожал .. руку» бывшему противнику. А Базаров, в свою очередь, тоже готов проявить благородство – точнее, профессионализм: он тут же на месте как врач оказывает помощь раненому.
Больше эти герои уже не встретятся на страницах романа: Базарова ждет близкая смерть, а Павел Петрович навсегда покидает Россию. Но характеры их достаточно ясно обозначились, и более того – развитие их привело к своеобразному парадоксу: оказывается, у столь очевидных антиподов есть и сходные черты. Но эти сходства появляются еще задолго до дуэли.
С завязкой в ХV главе любовной коллизии, связанной с отношениями Базарова и Одинцовой, конкретно-историческая линия развития сюжета сменяется «вечной»: любовь проверяет человека на уровне вневременных, вечных ценностей. И здесь обнаруживается удивительная вещь: история любви Базарова и по своей природе, и по последствиям оказывается близка давней истории Павла Петровича и княгини Р. Возникают неожиданные параллели между этими героями-антагонистами: оба они умны, самоуверенны, нравятся женщинам (в молодости Павел Кирсанов был «светским львом»). «Блестящая карьера» ожидала Кирсанова и «великая будущность» Базарова.
Но и для Базарова, как ранее для Павла Петровича, со случайной встречей на балу с женщиной, которую он также полюбит страстно и навсегда, все переменится. И он, «как отравленный», и станет «бродить с места на место», утратит интерес к привычным занятиям и к жизни вообще. В результате этого и появится схожая в обоих героях неприкаянность и сходное же духовное угасание.
Конечно, разность натур все же сказывается. Если Павел Петрович, открыв для себя власть неведомого, перед ним смирился, то Базаров, героически встретивший даже смерть, как будто не смиряется, – хотя, по сути, он практически за жизнь не борется. Но слом внутри него все же произошел: страстная и по своей природе иррациональная, неодолимая любовь пробудила в Базарове, как некогда в Павле Петровиче, вопросы философского, общечеловеческого характера, столь не схожие с его прежней вульгарно-материалистической позицией. Это вопросы жизни и смерти, вечности и мгновения, места человека в мироздании:
«Я вот лежу здесь под стогом, – размышляет он в главе XXI. – …Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет».
Вот почему так резко изменился взгляд Базарова и по конкретно-историческим вопросам, например, о народе. Если раньше он говорил о некой общности с народом («Мой дед землю пахал»), то теперь для него мужик – это «таинственный незнакомец», причем явно враждебный («возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, который будет жить в белой избе, а из меня лопух расти будет»). Предсмертными словами «Я нужен России… Нет, видно не нужен», Базаров, фактически, признает торжество обстоятельств над собою, как некогда это сделал Павел Петрович.
Таким образом, прежнего Базарова – убежденного отрицателя «тайн бытия» – после завязки любовной коллизии уже нет. Размышляя над этими тайнами он оказывается одновременно чужим, лишним для обычной жизни, а значит – в определенной степени сближается с «лишними людьми», к которым, очевидно, принадлежит другой герой романа – Павел Петрович Кирсанов.
Конфликтный узел произведения – дуэль, – расположенный строго посредине между основными сюжетными эпизодами, отграничивает социально-политическую коллизию (спор нигилиста и либерала окончательно решен победой Базарова) от той, что обращена к вечным проблемам: ведь оба они поставлены здесь в ситуацию жизни и смерти. Непримиримость миропонимании Павла Петровича и Базарова не мешает им сближаться психологически – в качестве личностей.
С этой точки зрения они оба противостоят обитателям Марьина и Никольского, погруженным в иную, чем они сферу интересов и чувств. Натуры обоих героев в равной мере горды, страстны, бескомпромиссны; оба непоняты и одиноки, обречены на бессемейную жизнь. Для обоих героев стремления к полноте бытия оканчиваются крахом: они разрушены глухими, враждебными силами, стоящими над человеком – силами Рока, Судьбы. «Со мной кончено. Попал под колесо», – говорит Базаров перед смертью. По сути, доживает свой век и Павел Петрович. Так противники-антиподы в пределах социально-исторического конфликта перед лицом мироздания они оказываются собратьями по судьбе.
Трудно сказать, хотел автор показать сходство своих героев сознательно, или же к этому привело его чувство художественной правды. Но очевидно, что если не двойниками – в смысле двойников в романах Достоевского – то по крайнем мере сходными натурами они, при всех их идейно-политических разногласиях, все же являются. Вот почему так близка интонация повествования о каждом из них в финале романа – его своеобразном эпилоге.
Тургенев, считал, что судьба всех избранных натур, поднявшихся над обыденным житейским уровнем, устремленных к высшим потребностям, оказывается трагичной. Такова и судьба этих двух героев его романа: если жизнь остальных как-то устроилась, то эти герои за свои устремления заплатили высокую цену: глубокая душевная драма привела Павла Петровича к состоянию «живого мертвеца», а Базаров в прямом смысле расплатился своей жизнью. Это придает и всему роману в целом, и каждому из этих двух образов трагическое звучание.
А вместе с тем возникает еще один очень важный поворот темы борьбы поколений: если в категориях конкретно-исторического времени их конфликт непримирим, то в категориях вневременных финал романа говорит о «вечном примирении и о жизни бесконечной». Описанием могилы Базарова автор говорит о драме героя в масштабе вечности – о ее непреходящем, таинственном и грандиозном значении.
Итог романа «Отцы и дети» не похож на традиционную развязку, где зло наказывается, а добродетель вознаграждается. Применительно к этому роману отпадает вопрос о том, на чьей стороне безусловные симпатии или столь же безусловные антипатии писателя.
В те времена, когда грядут перемены, еще не наступившие, но всеми ощущаемые, когда необыкновенно обостряется извечный конфликт поколений, нельзя давать односторонние оценки, принимать однозначные решения – чего бы или кого бы они не касались. Этому учит нас роман Тургенева, где герои-антиподы неожиданно оказываются так похожи, что становятся почти двойниками.
Другие сочинения по этому произведению
«Барчуки проклятые» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
"Отцы и дети" в русской критике
«Смерть героя» (анализ эпизода смерти Базарова)
«Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)
«Бунтующее сердце» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети»)
«Николай Петрович — это я…» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
«Отцы и дети», как философский роман
«Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. Тургенева
«Равнодушная» природа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
"Страстное, грешное, бунтующее сердце" (образ Евгения Базарова)
«Учитель» и «ученик»
«Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Автор и его герой в романе Тургенева "Отцы и дети"
Авторская позиция в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Авторская позиция Тургенева в романе «Отцы и Дети»
Анализ сцен «Объяснение в любви князя Андрея к Наталье Ростовой» (роман Л. Н. Толстого «Война и Мир»); «Аркадий Кирсанов делает предложение Катерине Локтевой» (роман И. С. Тургенева
Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети» (XXIV гл.)
Анализ эпизода 18-ой главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Анализ эпизода смерть Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Антитеза в романе И. А. Тургенева «Отцы и дети»
Антитеза как художественное средство
Антитеза как художественное средство на примере романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Аркадий и Базаров
Афоризмы в романе И. Тургенева «Отцы и дети»
Базаров «лицо трагическое»
Базаров — «новый человек» эпохи 60-х годов XIX века.
Базаров — победитель или проигравший?
Базаров — представитель разночинной интеллигенции (по роману «Отцы и дети»)
Базаров в любви и смерти
Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика.
Базаров и Аркадий: сравнительная характеристика (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Базаров и герои Н. Чернышевского
Базаров и его мнимые единомышленники. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
Базаров и Кирсанов
Базаров и Одинцова (анализ главы 18 романа И. А. Тургенева «Отцы и дети»)
Базаров и Одинцова (по роману И. А. Тургенева «Отцы и дети»)
Базаров и Одинцова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Базаров и старшие Кирсановы
Базаров как зеркало русского нигилизма (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода)
Базаров- герой своего времени или лишний человек?
Бунтующее сердце (образ Базарова) (по роману «Отцы и дети» Тургенева)
В чем заключается трагизм нигилиста Е. Базарова?
В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой? (по роману И. А. Тургенева «Отцы и дети»)
В чем смысл испытания Базарова любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
В чем трагедия Базарова? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Взаимоотношения героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».)
Встреча Аркадия с отцом (анализ второй главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Герои-антагонисты в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Герой времени в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Герой романа — сама жизнь (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Герой своего времени
Давайте поспорим, Базаров! (По роману И. С, Тургенева «Отцы и дети»)
Два героя-студента — Базаров и Раскольников
Два Евгения - Онегин и Базаров.
Демократ Базаров и либералы Кирсановы
Дружба и любовь в жизни Базарова
Евгений Базаров — представитель нового времени
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика
Евгений Базаров и П. П. Кирсанов (по роману И.С. ТУргенева «Отцы и дети»)
Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Евгений Базаров и Павел Кирсанов
Евгений Базаров: неоднозначность образа
Жанровые и композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Жанровые и композиционные особенности романа И. Тургенева "Отцы и дети"
Женские образы в прозе И. С. Тургенева (по роману «Отцы и дети»)
Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов»
Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Женские образы в романе И. Тургенева «Отцы и дети».
Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети», их роль в раскрытии содержания романа.
Жизнь и смерть Евгения Базарова
Значение предыстории и эпилога в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Значение сюжетной вставки о княгине Р. в романе И. Тургенева "Отцы и дети"
Ирония в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Испытание любовью Базарова
История княгини Р. в романе И.Тургенева "Отцы и дети"
История отношений Базарова с Одинцовой (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Каково авторское отношение к Базарову? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Конкретно-историческая и общечеловеческая проблематика в романе Тургенева «Отцы и дети»
Конкретно-историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова
Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох
Конфликт отцов и детей
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети»
Кто нужней России? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Линии споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Личность Базарова в романе «Отцы и дети»
Любовь в жизни Базарова и братьев Кирсановых
Любовь в жизни Базарова и Кирсановых (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых
Любовь в жизни героев в романе «Отцы и Дети»
Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети».
Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Любовь в романе Тургенева «Отцы и дети»
Любовь на страницах романа «Отцы и дети»
Мифологические и библейские мотивы в романе И. Тургенева "Отцы и дети"
Младшее поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Мое мнение о Базарове
Моё отношение к Базарову (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Мое отношение к Базарову.
Мое первое знакомство с Базаровым и окончательное мнение о нем
Моё первое знакомство с Базаровым и сегодняшнее мнение о нём
Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Можно ли считать Базарова положительным героем?
Мой обвиняемый Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети")
Мой обвиняемый Евгений Базаров
Мой подзащитный Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети")
Мой подзащитный Евгений Базаров
Накипь нигилизма
Народ и герои романа "Отцы и дети"
Нигилизм Базарова (по роману И. А. Тургенева «Отцы и деты»)
Новый герой русской литературы XIX века (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)
Нужны ли Базаровы России?
Нужны ли России Базаровы?
О чем бы я хотел поспорить с Базаровым?
О чем спорят Евгений Базаров и П. П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»
Образ Базарова и методы его создания по роману Тургенева «Отцы и дети»
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и ее роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
ОБРАЗ БАЗАРОВА
Образ Базарова (по роману Тургенева "Отцы и дети")
Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети"
Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Образ Евгения Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Образ Евгения Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Образ Евгения Базарова
Образ нигилиста Базарова
Образ Павла Петровича в романе
Образ разночинца в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Образы "отцов" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Образы Аркадия и Базарова в романе И.Тургенева "Отцы и дети"
Объяснение Аркадия и Кати (анализ эпизода из 25-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Объяснение Базарова с Одинцовой
Объяснение Базарова с Одинцовой (анализ эпизода из 18-ой главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Одинок ли Базаров?
Особенности языка романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Отец и сын Кирсановы в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Отражение общественной борьбы 60х годов xix века в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети"
Письмо Аркадия Кирсанова своему отцу, Николаю Петровичу Кирсанову (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Письмо Аркадия отцу (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Письмо Базарову
Письмо Базарову (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Письмо Павла Петровича Кирсанова Сергею Павловичу (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Почему "сон Обломова" является образным и смысловым ключом к пониманию всего романа?
Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?
Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников — герои одной эпохи?
Почему не сложились отношения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Почему одинок Базаров (по роману «Отцы и дети»)
Почему Тургенев «умертвил» Базарова?
Прав ли Базаров, говоря, что «Рафаэль гроша медного не стоит»?
Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»
Прав ли был Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит»?
Природа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Проблема «отцов и детей» в романе
Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
Проблема положительного героя в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Проблема самоопределения героев в романе "Отцы и дети"
Проблематика романа "Отцы и дети"
Проблематика романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова (По роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева)
Разночинец Евгений Базаров
Религиозная символика в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роль второстепенных персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа
Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Роль семьи в воспитании личности (по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Роль эпилога в романе Тургенева «Отцы и дети»
Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" в русской критике
Роман И. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике.
Сатирические мотивы и их роль в романе И. Тургенева "Отцы и дети"
Сатирические образы в романе Тургенева «Отцы и дети»
Сила и слабость базаровскго нигилизма
Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем (по роману И.С. ТУргенева «Отцы и дети»).
Сильные и слабые стороны нигилизма
Смысл заглавия романа "Отцы и дети"
Смысл названия романа «Отцы и дети»
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"
Смысл названия романа И. Тургенева «Отцы и дети»
Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова
Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (по роману "Отцы и дети")
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Споры между отцами и детьми (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Способы раскрытия образа Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Сравнительная характеристик Базарова и Павла Петровича Кирсанова
Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых
Столкновение мировоззрений (по роману И. Тургенева "Отцы и дети")
Столкновение теории с жизнью
Столкновение теории с жизнью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Страстное, грешное, бунтующее сердце Евгения Базарова
Страстное, грозное, бунтующее сердце (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети)
Судьба Базарова и отношение автора к герою в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Суть споров «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Сцена объяснения Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из романа И. С. Тургенвва «Отцы и дети», гл. XXV.)
Сцена у стога (анализ эпизода из 21-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
Таинственная княгиня Р. в романе И. Тургенева «Отцы и дети»
Тема дворянской усадьбы в романе И. Тургенева "Отцы и дети"
Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий
Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева "Отцы и дети"
Трагедия Базарова
Трагедия Евгения Базарова
Трагизм образа Базарова
Трагизм образа Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Трагизм образа Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”
Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
Философия Базарова и ее испытание жизнью
Характер конфликта в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Характеристика «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе "Отцы и дети"
Через какие испытания проходят герои романа Тургенева «Отцы и дети»?
Чиновничество в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Что такое «базаровщина»
Что я люблю и чего не принимаю в Базарове
Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю
Я хочу рассказать вам о книге… (о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Является ли Базаров сильной личностью?
Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе "Отцы и дети"
Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями
«БАЗАРОВ и ОДИНЦОВА. Испытание любовью»
Образ Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»
Зачем в романе "Отцы и дети" представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой
Образ Кирсанова в романе "Отцы и дети"
Дуэль Павла Петровича с Базаровым
История создания и анализ романа "Отцы и дети" Тургенева И.С.
Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Тема дружбы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" Базаров и Аркадий
Тургенев «Отцы и дети»
Характеристика образа Кирсанова Николая Петровича
Смысл споров Павла Петровича и Базарова и основная идея романа Тургенева «Отцы и дети»
Критика романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и её роль в романе
Сила и слабость базаровского нигилизма
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА (И.С. Тургенев "Отцы и дети")
Как я понимаю нигилизм Базарова
Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Базаров и его отношение к искусству
Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия
Роль и место любовных историй в романе И. Тургенева "Отцы и дети"
Характеристика образа Базаровой Арины Власьевны
Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети"
Характеристика образа Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
Тема человека и природы в романе Тургенева «Отцы и дети»
Противостояние поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Трагическая смерть Базарова и ее причины
Черты характера Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Почему и как произошёл разрыв между Базаровым и его другом Аркадием
Конфликт «Отцов и детей" в изображении И. С. Тургенева
Базаров, нигилист, представляет «новых людей»
Описание природы и ее роль в романе Тургенева «Отцы и дети»
Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Афоризмы в романе «Отцы и дети»
Фенечка Анна Одинцова княгиня Р — героини романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»
Сюжет и композиция романа «Отцы и дети»
Образы стариков Базаровых
Что я принимаю и что не принимаю в Базарове
О ЧЕМ СПОРИЛИ Е. БАЗАРОВ И П. П. КИРСАНОВ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"?
«Отцы и дети» образец социально-психологического романа
Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов»
Кто прав? (споры Базарова)
Взаимосвязь образов: Базаров и его родители
Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Характеристика образа Кукшиной Авдотьи Никитишной
Суть споров отцов и детей в романе И. С. Тургенева
ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ В ИДЕЙНОМ СПОРЕ “ОТЦОВ И ДЕТЕЙ” (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)
Система образов в романе Тургенева «Отцы и дети»: Евгений Базаров и Павел Кирсанов
Смысл названия романа. "Герой времени" в "Отцах и детях". Художественный прием "психологической пары"
Характеристика образа Кати
История отношений Базарова с Одинцовой
Анализ романа "Отцы и дети" Тургенева И.С.
Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети»
Отцы и дети, Тургенев, Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына
Базаров и русский народ
Почему встреча Базарова и Одинцовой не привела к счастью взаимной любви
Одинцова Анна Сергеевна
Чтоя принимаю и не принимаю в характере и поступках Евгения Базарова
Споры критиков о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
О характере идеала Тургенева
Спор двух поколений в романе Тургенева "Отцы и дети"
Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”
Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Характеристика образа Ситникова
Описание образов второстепенных героев в романе «Отцы и дети»
Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым и их идейное значение
ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И.С. ТУРГЕНЕВА
Базаров и Павел Петрович Кирсанов. (И.С. Тургенев "Отцы и дети")
ОБРАЗ БАЗАРОВА. СИЛА И БЕССИЛИЕ ГЕРОЯ РОМАНА ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"
Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», его авторская оценка.
Образы демократов (по романам И.С. Тургенева «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»)
Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика героев
Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Сила и слабость Базарова
Роман Тургенева «Отцы и дети» и его критики
Взаимосвязь образов Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети»
Художественное мастерство Тургенева в романе «Отцы и дети»
Конфликт двух поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
«Демократ до конца ногтей» Базаров
Сюжетная линия Павла Петровича в романе «Отцы и дети»
Антитеза в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
О происхождении Базарова
Столкновение теории с жизнью (По роману Тургенева «Отцы и дети»)
Конфликт «Отцы и дети»
Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Образ «нового человека» в романе
«Лишние люди» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Конфликт двух мировоззрений в романе Тургенева «Отцы и дети»
Каково авторское отношение к Базарову
О моде и убеждениях (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова
Страстное, грозное, бунтующее сердце
Конкретно историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова
Особенности психологизма романа Тургенева «Отцы и дети»
Базаров, как трагический герой (по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети»)
Интеллигенты-дворяне в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Почему Базаров одинок в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Павел Петрович 2
Слово и дело Базарова
Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети»
О сюжете романа Тургенева «Отцы и дети»
Полемика с Антоновичем о Базарове
Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети»
Моё отношению к главному герою романа «Отцы и дети»
Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем
Кульминация взаимоотношений Базарова и Одинцовой
На мой взгляд Базаров герой романа
Лишний Базаров
Герой времени в романе Тургенева "Отцы и дети"
Женские образы в романах И.С.Тургенева "Отцы и дети" и И.А.Гончарова "Обломов"
Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Базаров - черты личности
Ирония как художественный прием в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Главный композиционный приём «Отцов и детей»
Черновая рукопись романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
"Отцы и дети" Тургенев
Вечное в Базарове
с
Гоголевские мотивы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Отец и сын Кирсановы в романе И.О. Тургенева "Отцы и дети"
Человек схвачен автором в каждом движении Базарова (По роману «Отцы и дети»)
Кто такие «дети» в романе Тургенева «Отцы и дети»
Непримиримость взглядов и идеологий на страницах романа «Отцы и дети»
Базаров — "новый человек"
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре отцов и детей
«Отцы и дети» антинигилистический роман
Что побеждает: жизнь или нигилизм Базарова
Характеристика образа Кирсанова Павла Петровича
Сюжетно композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Почему у Базарова не нашлось других последователей кроме Ситникова и Кукшиной
Тип демократа шестидесятника в романе Тургенева «Отцы и дети»
Базаров представитель разночинной интеллигенции
«Бунтующее сердце» Базарова
Катя — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой
Базарова Арина Власьевна — мать главного героя
Тема любви в романе Тургенева "Отцы и дети"
Базаров — революционер демократ
Сатирические мотивы и их роль в романе Тургенева "Отцы и дети"
Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Барчуки проклятые" в романе И. С Тургенева "Отцы и дети
Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети")
АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "Рудин", "Отцы и дети"
Аркадий и Базаров (И.С. Тургенев "Отцы и дети")
Моё отношение к Евгению Базарову.
Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?".
Пейзаж в произведении "Отцы и дети".
ВЕЧНЫЕ ТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА (РУДИН, ИНСАРОВ, БАЗАРОВ)
Мое отношение к Базарову (1)
Мое отношение к Базарову (2)
Что нам дорого в Базарове и в чем мы не можем с ним согласиться
Новый герой русской литературы XIX века
Полемика с Антоновичем о Базарове — главном герое произведения Тургенева «Отцы и дети»
Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались
Базаров 2
Павел Петрович 1
Второстепенные образы в романе Тургенева «Отцы и дети»
Дворяне и разночинцы двух поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
Образ нигилиста, бунтаря, разночинца романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Базаров — предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева
Евгений Базаров перед лицом России
Евгений Базаров – моя противоположность
Рудин, Инсаров, Базаров произведениях И. С. Тургенева
Контекст романа «Отцы и дети»
Диалогические сцены в романе «Отцы и дети»
Базаров и Павел Петрович Кирсанов
Судьба поколения: Базаров и братья Кирсанова
Фабульная сторона романа «Отцы и дети»
Гоголевские мотивы в романе Ивана Тургенева "Отцы и дети"
Тема любви в русской прозе XIX века (По роману Тургенева «Отцы и дети»)
Страстное грозное бунтующее сердце(по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети)
Образ и характеристика Базарова в романе «Отцы и дети»
История работы Тургенева над романом «Отцы и дети»
Своеобразная художественная летопись в романе «Отцы и дети»
Последняя глава романа «Отцы и дети»
Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Образ «нового человека» и отношение автора к нему в романе Тургенева «Отцы и дети»
Перемены в характере Базарова в развитии романа
Базаров и вечные ценности
Мастерство писателя в романе "Отцы и дети"
Женский характер в прозе И.С. Тургенева
ВРЕМЕННЫЕ И МНИМЫЕ СОЮЗНИКИ БАЗАРОВА (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
В ЧЕМ СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА БАЗАРОВА (И.С. Тургенев "Отцы и дети")
БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ
Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века (И.С. Тургенев "Отцы и дети")
Павел и Николай Петрович Кирсановы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Базаров как представитель разночинной интеллигенции (по роману "Отцы и дети")
Визит к Евдоксии Кукшиной
Сцена объяснения Аркадия и Кати
По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.
Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто же прав? (Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Базаров 1
Базаров 3
Замысел и сюжет романа Тургенева «Отцы и дети»
Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Cравнительная характеристика персонажей: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кирсанов
Россия конца пятидесятых годов 19 века
Главная психологическая пара романа: Базаров и Павел Петрович Кирсанов
Трагическое величие Базарова
Страстное сердце в романе «Отцы и дети»
Художественный прием «психологической пары»
«Отцы» и «дети» в одноименном романе
Конфликт разночинцев и дворян в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Базаров и его мнимые единомышленники
Художественный прием «психологической пары» в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети»
«…Они лучшие из дворян и именно потому выбраны мною чтобы доказать их несостоятельность» (по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети»)
Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать
Любовь в жизни Базарова и Кирсановых
Любовь и дружба в жизни Базаров
Трагическое одиночество Базарова
Женские образы в прозе И.С.Тургенева
Евгений Базаров как представитель нового времени
Дерево как символическая деталь в романе “Отцы и дети”.
Страстное, грозное, бунтарское сердце. По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
«Русский Инсаров» в романе Тургенева «Отцы и дети»
Ученическое произведение по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Композиция и сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Принцип контраста в романе «Отцы и дети»
В чем заключается драматизм образа Базарова
Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева
Давайте поспорим, Базаров
Последняя глава романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова
Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Базаров — представитель разночинной интеллигенции – по роману
Образ «нового человека» в романе "Отцы и дети" Тургенева И.С.
Россия конца пятидесятых годов 19 века И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Три усадьбы в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
Мифологический и метафорический контекст романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»
Конфликт двух мировоззрений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Почему Базаров так свысока относится к Аркадию
Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Жанровые и композиционные особенности романа "Отцы и дети"
Был ли Аркадий Кирсанов "добрым приятелем" Базарова
Существует ли сегодня проблема отцов и детей
Об идейной моде и убеждениях в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Афоризмы в романе Тургенева «Отцы и дети»
Кто и что повлияло на духовную эволюцию Базарова
Женский характер в прозе Тургенева ("Отцы и дети")
Способы раскрытия образа Базарова
РОМАН И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ". ОБРАЗ БАЗАРОВА.
Базаров Евгений Васильевич - главный герой произведения И.С. Тургенева \
Базаров это "новый человек" эпохи 60х годов XIX века.
Конфликт Базарова и Кирсанова конфликт двух эпох
Роль пейзажа в раскрытии идейно художественного содержания романа
Влияние Тургенева на своременников и его место в русской классической литературе.
Евгений Базаров и Павел Кирсанов в идейном споре “Отцов и детей”
Отцы и дети в изображении И. С. Тургенева (По роману «Отцы и дети»)
Базаров 4
Основной конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Художественный прием «психологической пары» в романе
«Тайна» Павла Петровича в романе «Отцы и дети»
Павел Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева
Мое отношение к роману Тургенева «Отцы и дети»
Сходное и противоположное в характерах Аркадия и Базарова в романе «Отцы и дети»
Сцена у стога (Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети»)
Базаров и русский народ (по роману И. Тургенева "Отцы и дети")
Рассматривая картину В. Перова «На сельском кладбище» я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти
Антитеза в романе Тургенева "Отцы и дети"
Трагичность образа Базарова
Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Герои романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”
Нравственное противостояние героев в прозе 19 века (на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
Смогла ли счастливо сложиться жизнь Базарова и Одинцовой?
Образ и характеристика Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
Конфликт, изображенный Тургеневым в романе «Отцы и дети»
Роль эпизода «Ночь в Марьино» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Полемика с М. Антоновичем о Базарове - главном герое произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Нужен ли Базаров России? (по статье Д.И. Писарева «Базаров»)
Как Д.И. Писарев в статье «Базаров» защищает И.С. Тургенева
Своеобразие языка романа Ивана Тургенева «Отцы и дети»
Роль эпизода в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети»
Споры Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым
Характеристика образа Кирсанова Аркадия Николаевича
Кирсанов Аркадий Николаевич — приятель Евгения Базарова
Роль эпизода в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» (приезд Аркадия и Базарова в Марьино)
Сатирические мотивы и их роль в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”
Роль пейзажа XI главы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Жизненные испытания Базарова в романе «Отцы и дети»
Тема дворянства, его роль в жизни по роману «Отцы и дети»
Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Нужны ли были России такие люди,как Базаров
Мировоззренческий кризис Евгения Базарова
Базаров Василий Иванович — отец Евгения
Проблема отцов и детей в романе Ивана Тургенева
ТАИНСТВЕННАЯ КНЯГИНЯ Р. В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ"
Базаров – Тургенев
Любовь и дружба в жизни Базарова
Базаров - герой трагический
Характеристика женских образов в романе «Отцы и дети»
Черты портера Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Фигура Базарова (Роман "Отцы и дети")
Отец и сын Кирсановы
Художественные особенности романа Тургенева «Отцы и дети»
Последняя глава романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева
Базаров Евгений Васильевич главный герой романа «Отцы и дети»
Приёмы Чехова в характеристике героев в романе «Отцы и дети»
Три усадьбы в романе Тургенева "Отцы и дети"
Герои антагонисты в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"