Отцы и дети
Иван Сергеевич Тургенев
«Евгений Базаров и П. П. Кирсанов (по роману И.С. ТУргенева «Отцы и дети»)»
…Видя этих двух людей лицом к лицу, можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями…
Роман
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является типичным аристократом. Он сохранил свои привычки, даже живя в деревне: носит модный галстук и лаковые полусапожки, воротничок его рубашки всегда накрахмален. Такая изысканность смотрится даже несколько комично на фоне простой сельской обстановки. Все свое время Павел Петрович проводит в праздности и безделье. Отсутствие деловых качеств не позволяет ему помочь брату, имение которого приходит в упадок.
Противником Кирсанова является Евгений Базаров. Он сын уездного лекаря, но ничуть не стесняется своего неаристократического происхождения и даже гордится им. Евгений равнодушен к своей внешности. Его одежда отличается простотой и практичностью. Базаров предстает перед нами человеком мрачным, отгороженным от внешнего мира, но обладающим большой внутренней силой и энергией. Он не мыслит своей жизни без ежедневного труда и собственной деятельностью приносит реальную пользу людям.
У Базарова и
Евгений Базаров — нигилист, то есть человек, полностью отвергающий любые авторитеты, не принимающий на веру ни одного принципа. Он убежденный материалист, интересуется только естественными науками, а философию, религию, искусство называет романтизмом и чепухой. Базаров принимает только то, что полезно: «Мне скажут дело — я соглашусь».
Павел Петрович — убежденный либерал и яростный противник нигилизма. Вся его жизнь основана на устаревших «принсипах». «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… шагу ступить, дохнуть нельзя», — говорит он. Кирсанов — противник материализма, поэтому презрительно относится к увлечению Базарова естествознанием.
Разногласия во взглядах на жизнь либерала
Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Базарову же недостаточно мелкого обличительства, если прогнили основы. «Исправьте общество», — только в этом видит он пользу. Ответ Кирсанова: «Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды…». Значит, этот человек не собирается ничего изменять. В отличие от аристократов, главное занятие которых — «ничегонеделание», нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Деятельность — их главная цель. Но какая деятельность? Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением должен заняться кто-то другой. «Сперва нужно место расчистить», — говорит Базаров.
Не менее принципиальным является спор героев о русском народе.
Павел Петрович умиляется его религиозностью и патриархальностью, отсталостью и традиционностью. Базаров же, напротив, презирает мужика за его невежество, считает, что «грубейшее суеверие душит страну». В то же время Кирсанов пренебрежительно относится к простым людям: разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Базаров же гордится тем, что умеет говорить с народом, а его «дед землю пахал».
Серьезные расхождения у «отцов» и «детей» обнаруживаются и в отношении к искусству, к природе.
Павел Петрович не чуждается духовной жизни и культуры. Его раздражает отрицание Базаровым всего того, что не имеет практического смысла. Для Базарова же «читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо». Он считает, что искусство размягчает душу, отвлекает от дела.
Кирсанов, понимая, что не может победить нигилиста в споре, прибегает к последнему способу решения проблемы — дуэли. Иронически изображая схватку, Тургенев подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, несостоятельность его убеждения, что силой можно заставить поколение «детей» думать так же, как поколение «отцов». Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении.
В этом противостоянии нигилиста и аристократа не нашлось победителя. Финал романа подчеркивает безжизненность идей обоих героев. Павел Петрович уезжает в Дрезден, где продолжает вести аристократический образ жизни, понимая, что в России наступает совершенно другое время. Базаров отправляется в деревню к родителям, признав несостоятельность своих взглядов.
Таким образом, в романе «Отцы и дети»
Другие сочинения по этому произведению
«Барчуки проклятые» в романе