Гроза
Александр Николаевич Островский
«Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия пьесы А. Н. Островского «Гроза»)»
Пьеса
В центре сюжета — конфликт Катерины, главной героини произведения, с укладом жизни города Калинова. Еще Добролюбов указывал на то, что публика, читая «Грозу», думает «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительные ноты в произведении касались самых разных сторон русского быта. В драме вынесен приговор «темному царству» и, следовательно, тому социально-политическому строю, который оно поддерживало.
Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы «Гроза». Эта сцена имеет важнейшее значение для раскрытия образов Катерины и Бориса. А также именно она является переломной во всем действии.
Перед последней встречей со своим возлюбленным Катерина уже доведена до отчаяния. Во втором явлении мы встречаем ее в метаниях и мучениях. Она не хочет жить: «А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит». Но всё-таки в глубине ее израненной души еще теплится надежда: «Ещё кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я видела…». Катерина тоскует по своему любимому и молит «ветры буйные», чтобы донесли они до Бориса ее «печаль-тоску».
И вот происходит чудо: она встречает того, ради которого пренебрегла всем, ради которого «душу свою… погубила».
Встретившись, влюбленные плачут, от горя ли, от счастья ли, или от того и другого вместе. Ремарка, данная Островским, — «Молчание» — как нельзя лучше описывает внутреннее состояние героев. И в самом деле, к чему слова в этой ситуации?
Первым молчание нарушает Борис. Ведь он пришел сюда не просто так. Он пришел сказать Катерине, что уезжает. Уезжает «далеко…в Сибирь».
Первые фразы Катерины в этой сцене отрывисты и коротки, как будто она готовится сказать что-то чрезвычайно важное, то, что решит ее судьбу. После того, как Борис сообщает ей о своем отъезде, у Катерины вырывается мольба. Она просит любимого взять ее с собой. Это почти крик последней надежды. Фраза «Возьми меня с собой отсюда!» является кульминационным моментом всей сцены. От решения, которое примет Борис, зависит судьба Катерины, да и его судьба тоже.
Что же отвечает ей Борис? Он говорит, что «отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то с тем проститься, где мы с тобой виделись». То, что в такой момент Борис вспоминает дядю, говорит о его бесхарактерности. Он не может сам принимать решения. И отвечает Катерине отказом.
В этот переломный момент героиня показывает всю широту своей души. Когда рухнула ее последняя надежда, и земля начала уходить из-под ног, она находит в себе силы сказать Борису: «Поезжай с Богом!». Вместо того, чтобы проклясть бессердечного и слабовольного Бориса, который бросил ее, Катерина говорит ему о своей любви. А любовь ее, воистину, не знает границ: «Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидеть тебя…"
Читая эти строки, понимаешь, что только по-настоящему сильная женщина способна на такие чувства. Готовая пойти против всех, бросить все и поехать за любимым в далекую и холодную Сибирь, в тяжелую минуту Катерина прощает Бориса. Прощает за все.
В следующую секунду идея, которая еще витала в воздухе, и исполнение ее казалось таким невозможным, превратилась в голове Катерины в осознанное и страшное решение. Мы еще не знаем, о чем идет речь, но уже догадываемся. Героиня говорит Борису, чтобы «ни одного нищего» он дорогой не пропускал и всем приказывал, чтобы они молились за ее «грешную душу». Именно в этот момент Катерина решила совершить самый страшный в христианском понимании грех, замолить который ни под силу и тысяче нищих, — героиня решилась на самоубийство.
С этой секунды Катерина начинает прощаться с Борисом перед тем, как сделать последний шаг в своей жизни. Борис же, не понимая, куда он толкает свою возлюбленную, начинает жаловаться, обвинять всех и вся: «Злодеи вы! Изверги!». И произносит одну из самых важных своих фраз: «Эх, кабы сила!» Он признается в своем бессилии, в том, что не может сделать ничего, чтобы спасти Катерину. А самое главное, Борис признается в своем бесконечном эгоизме. Заподозрив, что Катя задумала неладное, он думает не о ней, а том, что он измучается дорогой, тоскуя по героине.
В последний раз Борис хочет обнять Катерину, но она не подпускает его к себе. Невозможно поверить в то, что, не обидевшись на отказ Бориса сразу, она решила обидеться сейчас. Просто, решившись на самоубийство, она не может позволить любимому прикоснуться к ней - страшной грешнице. Кроме того, Катерина торопит Бориса: «Ступай, скорее, ступай!».
Поступок Бориса можно назвать предательством. В данной ситуации именно он преступник и грешник, а не Катерина. Он предал самое святое и ценное чувство, ради которого люди готовы принять смерть, — любовь. И, уходя, Борис желает Катерине гибели: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!» Вот какой участи хочет он для своей возлюбленной! Вот каким он видит решение проблемы! И мы понимаем, что Борис не помог Катерине не потому, что был бесхарактерным и безвольным человеком, а просто потому, что не хотел!
Кто знает, как бы сложилась судьба героев, если бы Борис согласился взять Катерину с собой. Да, их ожидали бы большие трудности. Быть может, Катерина разочаровалась бы в своем выборе, но, в любом случае, она могла бы быть счастливой. Но Борис не мог, а точнее, не смог поступить по-другому.
Другие сочинения по этому произведению
«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? Луч света" и "темное царство" в пьесе "Гроза “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”) «Темное царство» в драме