Гроза
Александр Николаевич Островский
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
362 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Портретная характеристика Катерины и Ларисы в пьесе «Гроза»»
Сочинение
Главные героини двух, наверное, наиболее популярных пьес А. Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в «Грозе» жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в «Бесприданнице» красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, к самодурству, в отличие от терроризирующей Катерину свекрови, не склонной. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает.
Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина, в чьей смерти Тихон обвиняет мать, и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра. Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы.
Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 г., оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателеймиллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с «сильными мира сего». Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает правила игры, наивно надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» вечеринкам, музыке, танцам. У ней самой есть художеств венные способности Лариса хорошо поет. Представить себе подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в возможности выгодной партии и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня «Грозы». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами. Кроме того, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. И попав в безвыходное положение, о смерти они рассуждают поразному. Катерина видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой:
«Куда теперь Домой идти Нет, мне что домой, что в могилу все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается) всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется. Опять житьНет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда. Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это! Ах, темно стало! И опять поют гдето! Что поют Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут Кто любит, тот будет молиться… Руки крестнакрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает:
«Л а р и с а. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят… верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь… Да, это лучше… в беспамятстве, ни боли… ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет… (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь
Что меня держит над этой пропастью
Что мешает(Задумывается.) Ах, нет, нет… Не Кнуров… Роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… (Издрогнув.) Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть какнибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил ктонибудь… Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть… Ах, как дурно, как кружится голова. (Подпирает голову рукой и сидит в забытьи.)»
Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини «Бесприданницы», ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какаято сила, действующая помимо ее воли. Вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьетсяна смерть. Или захворает, проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чемто близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня «Грозы» человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как само
Убийство. Героине «Бесприданницы» покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице отвергнутого жениха Карандышева, своим нелепым выстрелом оборвавший опостылевшую Ларисе жизнь. Думаю, что у Катерины воля сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где дл рефлексии нет места. Лариса же дитя большого города, жизнь куда сложнее и не столь цельная, как в деревне или недале ко ушедшем от деревни Калинове. Ее психология тоньше, чем у Ка терины, но вместе с этим слабее волевое начало.
Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора. Катерина росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманыватьто я не умею; скрытьто ничего не могу», говорит она Варваре. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно.
Основной конфликт у Катерины со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне лишь бы «шито да крыто было» (Варвара гуляя по ночам, а Тихон напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома).Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же Своей чистотой, горячей, искренней душой, не терпящей фальши. Так, Катерина не притворяется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: не стала выть после отъезда мужа, как хотела свекровь. Да и о своей любви к Борису призналась сразу сначала Варваре, а после приезда мужа и ему, и свекрови. Глубина, сила и страстность ее натуры проявляются в ее словах, что если жизнь здесь ей опостылеет, то не удержать ее ничем или в окно кинется, илив Волге утопится. И мечты у нее «странные», непонятные для местных обывателей: «Отчего люди не летают так, как птицы», и сны сказочные: «снятся мне или храмы золотые, или сады какието необыкновенные, и все поют невидимые голоса:»
А какую смелость, силу воли надо было иметь замужней женщине, чтобы признаться в любви Борису, вложив в него все свое желание свободы, счастья. Именно эти качества Катерины и вступают в конфликт с миром Марфы Кабановой, для которой слепое поклонение традициям старины не душевная потребность, а единственный шанс сохранить свою власть. Даже к религии у них разное отношение: у Катерины это естественное чувство («до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду»), а у Кабанихи ханжество, формальность (быстро переходит от мыслей о боге к житейским делам).Катерина лучшая, но все-таки часть патриархального строя ей присущ религиозный страх (боится грозы как кары за грех). Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Она бежит из ненавистного дома, где муж жалеет ее, но бьет (потому что так надо); ищет Бориса для защиты, надеясь на помощь, но находит только сочувствие и бессилие любимого человека. Борис слаб, безволен. «Эх, кабы сила!» только и мог сказать он. Катерина остается одна и бросается с обрыва, не желая жить в этом страшном мире. Я считаю, что этот поступок не от слабости, а от силы ее характера. Протест Катерины сильнее протеста Кулигина, который зависит от «сильных мира сего», а поэтому дальше словесных рассуждений не идет. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению.
По словам Добролюбова «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве:» Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (потеряв авторитет, ей остается только уйти в монастырь). Недаром пьесу запрещали к постановке, углядев в ней «завуалированный призыв к возмущению». Обыватели не пускали на пьесу своих дочерей. Для нас же образ Катерины это облик прекрасной русской, чистой, светлой души. Это то, что побуждает нас бороться с «темными» силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.
Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина, в чьей смерти Тихон обвиняет мать, и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра. Однако куда большее значение имеет не сходство ситуаций, а глубокое различие характеров Катерины и Ларисы.
Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие «Грозы» разворачивается перед реформой 1861 г., оказавшей во многом революционизирующее влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Действие «Бесприданницы» происходит в конце 1870х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателеймиллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с «сильными мира сего». Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает правила игры, наивно надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского «света» вечеринкам, музыке, танцам. У ней самой есть художеств венные способности Лариса хорошо поет. Представить себе подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а разочаровавшись в возможности выгодной партии и согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Юлия Капитоныча Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня «Грозы». Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами. Кроме того, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. И попав в безвыходное положение, о смерти они рассуждают поразному. Катерина видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой:
«Куда теперь Домой идти Нет, мне что домой, что в могилу все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается) всякие… Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется. Опять житьНет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда. Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это! Ах, темно стало! И опять поют гдето! Что поют Не разберешь… Умереть бы теперь… Что поют Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут Кто любит, тот будет молиться… Руки крестнакрест складывают… в гробу! Да, так… я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает:
«Л а р и с а. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят… верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь… Да, это лучше… в беспамятстве, ни боли… ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет… (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя; их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь
Что меня держит над этой пропастью
Что мешает(Задумывается.) Ах, нет, нет… Не Кнуров… Роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… (Издрогнув.) Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть какнибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил ктонибудь… Как хорошо умереть… пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоиться, со всем примириться, всем простить и умереть… Ах, как дурно, как кружится голова. (Подпирает голову рукой и сидит в забытьи.)»
Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини «Бесприданницы», ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какаято сила, действующая помимо ее воли. Вот голова закружится, и Лариса случайно упадет вниз и уж точно разобьетсяна смерть. Или захворает, проболеет долго, простит всех и умрет. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чемто близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня «Грозы» человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как само
Убийство. Героине «Бесприданницы» покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице отвергнутого жениха Карандышева, своим нелепым выстрелом оборвавший опостылевшую Ларисе жизнь. Думаю, что у Катерины воля сильнее потому, что она ближе к народному мировосприятию, где дл рефлексии нет места. Лариса же дитя большого города, жизнь куда сложнее и не столь цельная, как в деревне или недале ко ушедшем от деревни Калинове. Ее психология тоньше, чем у Ка терины, но вместе с этим слабее волевое начало.
Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора. Катерина росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю». Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманыватьто я не умею; скрытьто ничего не могу», говорит она Варваре. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно.
Основной конфликт у Катерины со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне лишь бы «шито да крыто было» (Варвара гуляя по ночам, а Тихон напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома).Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же Своей чистотой, горячей, искренней душой, не терпящей фальши. Так, Катерина не притворяется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: не стала выть после отъезда мужа, как хотела свекровь. Да и о своей любви к Борису призналась сразу сначала Варваре, а после приезда мужа и ему, и свекрови. Глубина, сила и страстность ее натуры проявляются в ее словах, что если жизнь здесь ей опостылеет, то не удержать ее ничем или в окно кинется, илив Волге утопится. И мечты у нее «странные», непонятные для местных обывателей: «Отчего люди не летают так, как птицы», и сны сказочные: «снятся мне или храмы золотые, или сады какието необыкновенные, и все поют невидимые голоса:»
А какую смелость, силу воли надо было иметь замужней женщине, чтобы признаться в любви Борису, вложив в него все свое желание свободы, счастья. Именно эти качества Катерины и вступают в конфликт с миром Марфы Кабановой, для которой слепое поклонение традициям старины не душевная потребность, а единственный шанс сохранить свою власть. Даже к религии у них разное отношение: у Катерины это естественное чувство («до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду»), а у Кабанихи ханжество, формальность (быстро переходит от мыслей о боге к житейским делам).Катерина лучшая, но все-таки часть патриархального строя ей присущ религиозный страх (боится грозы как кары за грех). Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Она бежит из ненавистного дома, где муж жалеет ее, но бьет (потому что так надо); ищет Бориса для защиты, надеясь на помощь, но находит только сочувствие и бессилие любимого человека. Борис слаб, безволен. «Эх, кабы сила!» только и мог сказать он. Катерина остается одна и бросается с обрыва, не желая жить в этом страшном мире. Я считаю, что этот поступок не от слабости, а от силы ее характера. Протест Катерины сильнее протеста Кулигина, который зависит от «сильных мира сего», а поэтому дальше словесных рассуждений не идет. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению.
По словам Добролюбова «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве:» Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (потеряв авторитет, ей остается только уйти в монастырь). Недаром пьесу запрещали к постановке, углядев в ней «завуалированный призыв к возмущению». Обыватели не пускали на пьесу своих дочерей. Для нас же образ Катерины это облик прекрасной русской, чистой, светлой души. Это то, что побуждает нас бороться с «темными» силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.
Другие сочинения по этому произведению
«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? Луч света" и "темное царство" в пьесе "Гроза “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”) «Темное царство» в драме