Гроза
Александр Николаевич Островский
«Каждый выбирает для себя…»
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Ю. Левитанский.
Эти строки из стихотворения известного советского поэта Юрия Левитанского всегда были одними из моих любимых. Они акцентируют внимание на очень значимых вопросах человеческого бытия — вопросе свободы, выбора и ответственности за свой выбор.
Действительно, каждый человек имеет право выбирать в жизни то, что ему больше всего подходит. И, что важно, никто не может осудить его выбор, потому что не существует правильных или неправильных решений. Есть лишь наиболее или наименее подходящие для определенного человека. Но, приняв какое-то решение, человек несет за свой выбор всю полноту ответственности.
Очень хорошо эта проблема раскрыта в романе
Кроме того, важнейшей темой в этом произведении является вопрос истинного искусства, истинного творчества. В самом начале романа Булгаков знакомит нас с двумя героями, каждый из которых тоже делает свой выбор. Берлиоз — председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций. Этот чиновник от литературы давно сделал свой выбор в пользу лжеискусства, конъюнктурной литературы в угоду правящей власти. Этого человека уже не переделать, поэтому уже в начале романа он погибает под колесами трамвая.
Его собеседник, Иван Бездомный, во всем поддакивает Берлиозу, но у этого поэта еще есть шанс переосмыслить свою жизнь. Стоя перед сложной дилеммой, герой все-таки разрешает ее наилучшим для себя образом. Бездомный признает, что писал плохие стихи, и уходит из искусства.
Главный герой романа, Мастер, тоже сделал свой выбор — в пользу настоящего искусства. И он несет ответственность за это — писатель был изгнан из литературной среды, окружавшей его, за то, что он другой. Но, как и Булгаков, главный герой уверен, что художник не имеет права продаваться, иначе он лишится своего дара. Это главный нравственный закон настоящего творца.
Возлюбленная Мастера, Маргарита, также делает свой выбор на страницах романа. Мы знаем, что до встречи с Мастером эта женщина была замужем. С материальной точки зрения героиня была обеспечена всем, но она выбирает истинное чувство, любовь. В своем выборе она была честна до конца — за Мастером, ради него, Маргарита пошла к самому Сатане.
Проблема выбора — основная и для русской литературы 19 века. Так, главный герой романа
За преступлением следует неминуемое наказание. И Раскольников несет ответственность за него, юридическое и нравственное, моральное. Он вынужден был пережить не только страх разоблачения и наказания общества, но и, что гораздо страшнее, муки своей совести. В итоге герой приходит к раскаянию, очищению через веру в Бога.
Главный герой поэмы
Я цель одну-
Прийти в родимую страну-
Имел в душе.
В итоге герой сбегает и три дня проводит на воле. Там он вновь познает вкус жизни, наслаждается свободой, единением с природой, ощущением себя как личности:
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог…
Но радость Мцыри была недолгой. Его воспитанная в неволе натура не выдерживает условий свободы: почти в бреду герой возвращается к стенам своего монастыря, где вскоре и умирает. Но это был сознательный выбор Мцыри: он расплачивался за три дня счастья, и был готов заплатить эту, столь высокую, цену всегда.
Таким образом, русская литература всегда широко и подробно, в разных аспектах, освещала проблему выбора человеком его пути. Кроме того, и это очень важно, ее всегда интересовал вопрос ответственности за свой выбор и готовности человека нести ее.
Другие сочинения по этому произведению
«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? Луч света" и "темное царство" в пьесе "Гроза “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”) «Темное царство» в драме