Гроза
Александр Николаевич Островский
«Кабаниха — безнравственный человек, и я могу это доказать (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)»
Пьеса
В чем же заключается философия этой женщины? Начнем с того, что Марфа Игнатьевна очень религиозна — имя Бога не сходит с ее уст. Кроме того, она ярая сторонница старых — патриархальных — порядков: все должно быть так, как написано в Домострое, потому что это закон предков. Что же плохого, спросите вы? Почему Кабаниха сразу — «оплот разрушительного общества?»
Марфа Кабанова — простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить. «Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя», — говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу. Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» — говорит она ему властным голосом.
Кабаниха- деспот, тиран, считающий, что имеет право распоряжаться жизнью и судьбами всех, кто ее окружает: своих детей, слуг, приживалок, просто жителей города. Она строго следит за тем, чтобы все делалось так, как она считает правильно. И если кто-то смеет сопротивляться, то тяжело ему приходится! Пример тому — судьба невестки Кабанихи, Катерины Кабановой.
Таким образом, из-за желания распоряжаться судьбами других людей, не считаясь с их мнением, Марфу Игнатьевну можно назвать безнравственным человеком.
Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в её руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку.
Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель. Именно на его фоне так заметна умственная недалекость «темного царства».
Уверенность героини в том, что кто богаче, тот и прав, — еще одно доказательство безнравственности Марфы Игнатьевны.
Кроме того, Кабаниха — ханжа. Мы видим, что ей важно лишь мнение окружающих. Истинное положение вещей, нравственная составляющая мыслей и поступков ее не интересует. Именно поэтому она заставляет Катерину выть, провожая мужа, чтобы все видели, что невестка героини соблюдет традиции, и отпускает дочь Варвару гулять ночью — ведь об этом никто не узнает. Девиз Марфы Игнатьевны озвучила ее дочь: «Делай, что хочешь. Главное, чтобы все шито-крыто было».
Кабаниха искалечила судьбу своему сыну. Добрый и мягкий Тихон не может сопротивляться матери, поэтому собственными руками, но с ее помощью, рушит свой брак, толкает Катерину в объятия Бориса и. в конечном счете, к гибели.
Можно сказать, что Кабаниха, по большому счету, самая главная виновница трагедии, случившейся с ее невесткой.
Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан — это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так.
Таким образом, я могу смело назвать Марфу Кабанову безнравственным человеком. Несмотря на ее внешнюю религиозность и благопристойность, внутренне она жестокий и развращенный человек, своим поведением губящий близких ей людей.
Другие сочинения по этому произведению
«Гроза» А. Н. Островского — драма или трагедия? Луч света" и "темное царство" в пьесе "Гроза “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”) «Темное царство» в драме