Бесприданница
Александр Николаевич Островский
«Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)»
В центре внимания пьесы
Островский убежден, что такой «стиль жизни» развращает человека изнутри, делает его циничным и глухим к настоящему, истинному. Образы дельцов новой формации в полной мере подтверждает это. Купцы Кнуров и Вожеватов считают, что все можно купить за деньги, даже нематериальное: любовь, привязанность, уважение. Они и на других людей смотрят с этой точки зрения — с точки зрения их стоимости.
Главная героиня пьесы — Лариса Огудалова — на себе испытала законы «нового времени». Эта красивая, но небогатая девушка («бесприданница») жаждет любви, красоты, легкой и веселой жизни, полной эмоций. Однако ее продают и покупают, как вещь. Сначала это делает родная маменька героини: стремясь выгодно выдать дочь замуж, она устраивает в своем доме «цыганский табор», вечные смотрины, унижающие ее дочь, оскорбляющие ее достоинство.
Далее, прельстясь красотой девушки, Ларису жестоко используют мужчины. Среди них женатый купец Кнуров, который предлагает Огудаловой стать его содержанкой. Это и «друг детства» Ларисы, Вожеватов, который тоже использует девушку в своих корыстных интересах, нисколько не интересуясь ее внутренним миром.
Получается, что героиня оказывается совершенно одна там, где все продается и покупается. Здесь каждый лишь стремится потребительски воспользоваться красотой героини, ее молодостью и прелестью, но, по сути, никому до нее нет дела. Даже «шикарный барин» Сергей Сергеич Паратов, который для Ларисы был идеалом мужчины, ее, как она думала, любовью, лишь использовал девушку. И, не задумываясь, променял ее на деньги, обручившись с богатой купчихой.
Жених Ларисы, жалкий Карандышев, и тот использует девушку для своего самоутверждения. Этот человечишка хочет доказать всему богатому окружению, что и он чего-то стоит, раз у него есть такая красивая жена.
Лариса прекрасно понимает все это. И от этого еще больше страдает из-за потребительского отношения к ней, из-за того, что она — «просто вещь», которой можно попользоваться и выкинуть.
После предательства Паратова героиня понимает это особенно отчетливо. Зачем ей жить? Она больше не видит в своем существовании никакого смысла. Именно поэтому, на мой взгляд, она благодарит Карандышева за его страшный поступок — выстрел в нее. Сама бы Лариса не решилась лишить себя жизни, поэтому выстрел Юлий Капитоновича она воспринимает как облегчение и освобождение, как шаг в новый мир, где все будет по-другому.
Другие сочинения по этому произведению
В чем причина драмы героини пьесы