«СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>.»
Сочинение
Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские. Мотивы античного театра в пьесах Островского еще недостаточно исследованы, поэтому учесть все смысловые обертоны греческих и римских имен в пьесах Островского трудно. Ясно, однако, что имена эти вовсе не случайно выбраны автором, очень важен их звуковой состав, образность и их значение в русском языке. На этих моментах мы и остановимся подробнее.Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Паратов - это и парад, и пират. К наблюдениям Олеши можно добавить и, безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Матерым вожаком, например. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Но не забудем, что Дикой - не только всесильный Савел Прокофьевич, а и племянник его, Борис. Ведь мать Бориса , . Значит, Борис - Дикой по отцу. Что это означает? Да то и означает, что он не сумеет отстоять свою любовь и защитить Катерину. Ведь он - плоть от плоти своих предков и знает, что целиком во власти . Да и Тихон - Кабанов, как ни он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски ).Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, , не христианка и ведет себя соответствующим образом) да Кудряшом, на которого находит-ся соответствующий Шапкин, урезонивающий его. Кулигин же, по-мимо известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он - кулик - птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик - свое болото.Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризу-ет ее роль в сюжете и судьбу. Лариса - по-гречески, Кате-рина - . Лариса - жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает - (пароход) и потом Ларису - чайку. Катерина - жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в и в ) обе Игнатьевны, то есть или, по-научному, . Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.Ларису в окружают не . Но это люди с огромными амбициями, играющие ею, как вещью. Мокий - , Василий - , Юлий - это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут - голова), а может быть, стремящийся быть главным. И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь. Как на пароход небывало скоростной, как на виллу шикарную. Кто из них, выражаясь современным языком, ? А что там Лариса себе думает или чувствует - это дело десятое, вовсе их не ин-тересующее. И избранник Ларисы, Паратов, Сергей Сергеевич - , из рода надменных римских патрициев, вызыва-ет ассоциации с таким известным в истории тираном, как Луций Сергий Катилина.Ну и наконец, Харита - мать троих дочерей - ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер - одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).В пьесе Аксюша и вовсе чужая этому миру нечистой силы. Лес можно понять как новое . Только живут тут не купцы, а кикиморы вроде Гурмыжской и Улиты. Аксюша чужая потому уже, что имя ее и означает по-гречески , . В свете этого примечательны вопросы, кото-рые задают друг другу Аксюша и Петр: - Зато имя Гурмыжской (Раиса - по-гречески , ) для нее весьма подходит, только кажется еще излишне деликатной характеристикой для этой ведьмы. Улита (Юлия) опять-таки имеет отношение к роду Юлиев, знаменитых в Риме, но это имя может намекать и более непосредственно на ее развратную натуру. Ведь в древнерусской повести Улитой зовут преступную жену князя Даниила, изменницу и обманщицу.Имена актеров Счастливцева и Несчастливцева (Аркадий и Ген-надий) оправдывают их псевдонимы и поведение. Аркадий и значит счастливый, а Геннадий - благородный. Милонов, конечно, перекликается с Манилов и с Молчалин, а Бодаев и по фамилии, и по манерам - наследник Собакевича.Итак, раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островско-го помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать , так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком - символическом - смысле слова.
Другие сочинения по этому произведению
В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»?
В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница»
В чём состоит драма Ларисы Огудаловой
В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница")
Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза»
Драма «Бесприданница»
Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\"
За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница»
Знакомство Паратова и Карандышева
Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»).
Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»?
Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница")
Мать и дочь в драме А. Н. Островского
Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса»
Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница»
Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы"
Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница"
Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница»)
Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница"
Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница"
Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)
Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница"
Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым
Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»)
Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»).
Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза"
Судьба бесприданницы
Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница»
Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница")
Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница")
Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница"
Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница»)
Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница»
Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница"
Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница»)
Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2
Паратов и Лариса в драме «Бесприданница»
Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3
Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница»
Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского
Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница»
Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница»
Паратов и Карандышев
Персонажи в драме Островского «Бесприданница»
Сочинение А. Н. Островский Бесприданница
Система образов в пьесе «Бесприданница»
Лариса: «Я любви искала и не нашла»
Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".)
Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница»
Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница»
Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы
Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева
Моя любимая героиня - Лариса Огудалова
Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница")
Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза"
Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Система образов в драме Островского «Бесприданница»
Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4
Карандышев 1
Сочинение пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» 1
Судьба бесприданницы (по пьесе Островского "Бесприданница")
В чём причина драмы героини пьесы Островского "Бесприданниц"?
Психологизм драмы Островского "Бесприданница"
Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")
Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»
Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница»
Разговор Карандышева с Ларисой
Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница")
Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План)
Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый»
Любимый персонаж моя Лариса Огудалова
Лариса 1
Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница»
Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница»
Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка
Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
Жестокие нравы города Калинова
Женские образы (по пьесам «Свои, люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница»)
«Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница»)
Пьеса А. Н. Островского
Мать и дочь в драмме А. Н. Островского
Лучшее произведение Островского – «Бесприданница»
Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница»
Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла?
Лариса 2
Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского "Бесприданница")
Источник драмы Ларисы Огудаловой
Карандышев 2
Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза»
Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского)
ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА"
Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница»
Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница»)
Пьеса Александра Островского «Бесприданница»
Быт и нравы купечества в драме "Гроза"
Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница" 1
Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница»
В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес "Бесприданница"