Бесприданница

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
108 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»»

Сочинение

А. Н. Островский ввел читателя своими пьесами в мир купечества. Писатель удивительно ярко показал нам «темное царство» провинциальных российских городков. Особенно известны в этом плане две пьесы Островского — «Гроза» и «Бесприданница». В обеих драмах перед читателем предстает узкий консервативный мирок патриархального городка, в котором властвуют дикие нравы и обычаи. Там полновластные хозяева лишь те, у кого есть деньги, у остальных нет никаких прав по-своему думать, чувствовать, жить.

Обе пьесы показывают нам изнутри купеческую жизнь двух городов верховьев Волги — Калинова и Бряхимова. Калинов расположен в необыкновенно живописном месте, жителей города окружает прекрасный пейзаж. Но великолепие природы городка резко контрастирует с жизнью его обитателей. Калиновцы четко разграничивают свое поведение: для себя и напоказ. На виду горожане прогуливаются в лучших нарядах, имитируют смиренное, благочестивое поведение. Настоящая же их жизнь спрятана за высокими заборами. Об этом в пьесе хорошо говорит Кулигин: «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства».

Главные самодуры и деспоты в «Грозе» — это Дикой и Кабаниха. Савел Прокофьевич — богатый в городе купец. Но известен он всем не только благодаря своему состоянию, но еще и благодаря своему нраву. Дикой обладает вспыльчивым, взбалмошным характером, он тиран, деспот, самодур. Он груб, жесток и неудержим в своей ярости. Часто достается от купца его племяннику Борису. Борис приехал к дяде, надеясь получить наследство. В итоге, он лишь оказался в полной власти Дикого. Савел Прокофьич издевается над ним, грубит, называет лентяем, не платит жалованья. Но Борис вынужден все это терпеть, так как находится в материальной зависимости от дяди.

В пьесе подчеркивается, что богатые и властимущие люди города корыстолюбивы: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». В пример ставится именно Дикой, который недоплачивает мужикам по копейке, чтобы у него из этого составлялись тысячи. Но самое страшное то, что во всей округе нет силы, способной унять Дикого, поставить его на место. Даже городничий не может с ним справиться. В ответ на просьбу чиновника вести себя чуть более порядочно (слишком много жалоб стало поступать на купца), Дикой ведет себя вызывающе нагло. Он лишь «потрепал городничего по плечу»: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Другой яркий представитель купечества — это Марфа Игнатьевна Кабанова. Она тоже тиран и самодур, но у нее другие методы. Кабаниха старается в доме насадить прежние, давно изжившие себя порядки. Все новое пугает ее. Больше всего достается от нее молодому поколению, потому что от них идет угроза, они могут нарушить священные для Кабанихи правила домостроя. Поэтому Марфа Игнатьевна «поедом ест» своих домашних. Каждую секунду она указывает, что, кому и как делать. Катерина, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Кабаниха требует от нее прилюдной демонстрации горя, когда Тихон собирается на некоторое время уехать в Москву по делам: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…» Раз Катерина так не делает, значит, по убеждению купчихи, недостаточно любит Тихона.

Кабаниха религиозна до фанатизма. Но вера ее выглядит, на мой взгляд, довольно странно. Она говорит только о грехе и воздаянии. В ее душе нет места прощению, она сурова и непреклонна. Зато в городе купчиха славится своей добродетельностью. В ее доме частенько останавливаются странницы, славящие отзывчивую хозяйку. «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает Кулигин. Так выглядит «темное царство» в «Грозе».

Пьеса «Бесприданница» была написана Островским спустя почти двадцать лет. За это время в России многое изменилось. Преобразились и купцы. Это уже не невежественные дикие и кабанихи. «Теперь чистая публика гуляет, — говорит хозяин кофейной Гаврило, — вот Мокий Парменыч Кнуров проминает себя». Изменился купеческий облик, стиль и образ жизни. Например, Кнуров приобщился к культуре. У него правильная, изысканная речь. Примечательно то, что Кнуров появляется на сцене с французской газетой в руках, с которой невозможно было бы себе представить Дикого или Кабаниху. Василий Данилыч Вожеватов одет в европейский костюм, что может сказать о стремлении героя к европейской жизни. Но, несмотря на все это, «просвещенные» дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров. Это раскрывается через их отношение к Ларисе.

Героиня пьесы — бесприданница, поэтому у нее нет права на любовь. Она служит для богачей украшением их компании, прекрасной вещью. Полюбив всем сердцем Паратова, девушка как бы вверяет ему себя и свое сердце. Но она не нужна герою, так как за нее ничего не дают, и он уже нашел для себя вариант выгодной женитьбы: «Найду выгоду, так все продам, что угодно». Поэтому после ночи, проведенной на корабле, Сергей Сергеевич ловко отказывается от Ларисы. Видя ее страдания, Кнуров и Вожеватов цинично разыгрывают ее в орлянку. К бедной девушке в их мире может быть только одно отношение — вещь, которую можно купить, содержанка, наложница. Выигравший Кнуров не боится людского осуждения. Ведь те деньги, которые он собирается предложить Ларисе, «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать». И, пожалуй, только смерть была способна спасти Ларису из этого беспросветного, унизительного положения. Ведь бедному в этом мире не положено иметь гордость, чувство собственного достоинства. Мы видим в «Бесприданнице», что «темное царство», купеческий мир, изменился внешне, приобрел внешний лоск, стал более образованным… Но в этом мире по-прежнему нет места любви, состраданию, милосердию, человечности.

Другие сочинения по этому произведению


В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4 Карандышев 1 Сочинение пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» 1 Судьба бесприданницы (по пьесе Островского "Бесприданница") В чём причина драмы героини пьесы Островского "Бесприданниц"? Психологизм драмы Островского "Бесприданница" Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница» Разговор Карандышева с Ларисой Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План) Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» Любимый персонаж моя Лариса Огудалова Лариса 1 Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница» Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Жестокие нравы города Калинова Женские образы (по пьесам «Свои, люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») «Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница») Пьеса А. Н. Островского Мать и дочь в драмме А. Н. Островского Лучшее произведение Островского – «Бесприданница» Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница» Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла? Лариса 2 Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского "Бесприданница") Источник драмы Ларисы Огудаловой Карандышев 2 Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза» Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Пьеса Александра Островского «Бесприданница» Быт и нравы купечества в драме "Гроза" Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница" 1 Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница» В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес "Бесприданница"