Бесприданница
Александр Николаевич Островский
Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
108 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Разговор Карандышева с Ларисой»
Сочинение
Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» показывает нам замечательный образ русской девушки, раскрывает прекрасный женский характер, рассказывая о судьбе Ларисы Огудаловой, которая по своим нравственным качествам стоит неизмеримо выше всех окружающих ее людей. Пошлость, алчность, бездушие окружающего общества приводит ее к гибели, и, может быть, это лучший выход, который возможен в ее ситуации.
Лариса Огудалова — девушка порядочная, тонко чувствующая, честная, искренняя. Она живет в атмосфере лицемерия, обмана и алчности, где каждый хочет совершить выгодную сделку. Она не может жить в доме, где мать пытается торговать ею, чтобы пристроить выгодно замуж. Лариса соглашается выйти замуж за бедного чиновника Карандышева, чтобы уйти из дома и начать новую жизнь. Разговор между Ларисой и Карандышевым показывает нам их отношения, раскрывает причины, по которым эти два совершенно разных человека решили связать свои судьбы, показывает благородство и прямоту Ларисы.
Начинается разговор с того, что Лариса любуется красотой природы: «Я сейчас все за Волгу смотрела: Как там хорошо, на той стороне! Поедемте поскорей в деревню!» Но Карандышев, ее жених, восторгов Ларисы не разделяет: он допытыватся, о чем с ней говорил ее друг детства Вожеватов, ревнует беспричинно, называет дом Ларисы цыганским табором. От жестоких, холодных слов жениха, который поучает ее, как надо себя вести, у Ларисы появляются слезы. Она пытается объяснить ему, что эта жизнь ей самой не нравится, поэтому-то она и дает согласие на брак с Карандышевым: «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась? Мне было приказано, так нужно было маменьке; значит, волей или неволей, я должна была вести такую жизнь. ..Если бы я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас, меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем». Но, несмотря на все просьбы Ларисы, Карандышев продолжает упрекать ее в том, что ее увлек и бросил Паратов, богатый купец, которому, конечно, не нужна бесприданница. Уже в самом начале разговора мы понимаем, что Карандышев Ларису не любит, потому что он совсем не думает о ней, о ее чувствах, у него не хватает ни ума, ни такта не затрагивать в разговоре тему, которая причиняет Ларисе такую боль.
Хотя Паратов и бросил Ларису, он остался для нее самым лучшим человеком на свете. Она не может позволить Карандышеву говорить о нем плохо: «Если я боюсь и не смею осуждать его, так не позволю и вам». Карандышев не может понять, чем он хуже Паратова. Самолюбивому, мелочному, тщеславному человеку трудно смириться с мыслью, что есть кто-то лучше его, и поэтому он просит Ларису доказать ему, что Паратов лучше. Лариса искренне рассказывает ему о Паратове, и в ее рассказе возникает вполне определенный образ. Она говорит жениху: «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич…это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». И в доказательство своего мнения Лариса рассказывает, как Паратов заставил своего знакомого, отличного стрелка, стрелять в стакан, который поставил себе на голову. Тот выстрелил и разбил стакан, но немного побледнел. Паратов же ему сказал: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». Он дает Ларисе держать в руке монету и на таком же расстоянии выбивает ее. Для Ларисы этот эпизод демонстрирует смелость и уверенность Паратова в себе. На слова Карандышева: «И вы послушали его?…Разве уж вы были так уверены в нем?» — она отвечает: «Да разве можно его не послушать? …Да разве можно в нем быть неуверенной?». Да, Лариса еще слишком молода, чтобы разобраться в характере Паратова, и именно она находится в ослеплении от своей любви к нему. Разве может человек, дорожащий другим человеком, поступить так, как Паратов в этом эпизоде? Да разве можно так играть жизнью человека? Лариса не понимает, что в Паратове есть черта, присущая многим богатым купцам того времени, — стремление вести разгульную жизнь, прожигать ее, так как ничего по-настоящему дорогого для него в жизни нет. Карандышев правильно говорит: «Сердца в нем нет, оттого он так и смел». Но, конечно, Лариса не соглашается с ним, она и сейчас вспоминает о нем, несмотря на его отношение к ней. Она честно говорит жениху: «…Если бы явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда….» Она не договаривает, но мы понимаем, что если бы Паратов позвал Ларису, то она бы, не задумываясь, бросила для него все. Так и произойдет в дальнейшем.
Разговор героев о Паратове заканчивается раздавшимся на Волге пушечным выстрелом. Лариса пугается его. Она еще не знает, что это приветствуют Паратова. У нее кружится голова, когда она смотрит вниз с обрыва. Возникает мотив трагической гибели героини, смерти: «Тут верная смерть: внизу мощено камнем», — говорит ей Карандышев. Так Островский показывает нам переплетение судеб персонажей: и Паратов, и Карандышев погубят Ларису, один — нравственно, другой — физически. Анализируя эту сцену, уже можно предугадать дальнейшее развитие событий, так как автором уже намечены основные сюжетные линии и характеры героев. Великодушная, нежная, любящая Лариса погибнет в мире, где правят такие бездушные и беспринципные люди, как Паратов, где пытается возвыситься за счет Ларисы «маленький человек» Карандышев, где она становится предметом торга. Читая эту сцену, думаешь о том, насколько современны пьесы Островского, потому что не исчезли проблемы, поставленные писателем, потому что всегда людей будет волновать судьба страдающей и любящей Ларисы.
Лариса Огудалова — девушка порядочная, тонко чувствующая, честная, искренняя. Она живет в атмосфере лицемерия, обмана и алчности, где каждый хочет совершить выгодную сделку. Она не может жить в доме, где мать пытается торговать ею, чтобы пристроить выгодно замуж. Лариса соглашается выйти замуж за бедного чиновника Карандышева, чтобы уйти из дома и начать новую жизнь. Разговор между Ларисой и Карандышевым показывает нам их отношения, раскрывает причины, по которым эти два совершенно разных человека решили связать свои судьбы, показывает благородство и прямоту Ларисы.
Начинается разговор с того, что Лариса любуется красотой природы: «Я сейчас все за Волгу смотрела: Как там хорошо, на той стороне! Поедемте поскорей в деревню!» Но Карандышев, ее жених, восторгов Ларисы не разделяет: он допытыватся, о чем с ней говорил ее друг детства Вожеватов, ревнует беспричинно, называет дом Ларисы цыганским табором. От жестоких, холодных слов жениха, который поучает ее, как надо себя вести, у Ларисы появляются слезы. Она пытается объяснить ему, что эта жизнь ей самой не нравится, поэтому-то она и дает согласие на брак с Карандышевым: «Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась? Мне было приказано, так нужно было маменьке; значит, волей или неволей, я должна была вести такую жизнь. ..Если бы я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас, меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем». Но, несмотря на все просьбы Ларисы, Карандышев продолжает упрекать ее в том, что ее увлек и бросил Паратов, богатый купец, которому, конечно, не нужна бесприданница. Уже в самом начале разговора мы понимаем, что Карандышев Ларису не любит, потому что он совсем не думает о ней, о ее чувствах, у него не хватает ни ума, ни такта не затрагивать в разговоре тему, которая причиняет Ларисе такую боль.
Хотя Паратов и бросил Ларису, он остался для нее самым лучшим человеком на свете. Она не может позволить Карандышеву говорить о нем плохо: «Если я боюсь и не смею осуждать его, так не позволю и вам». Карандышев не может понять, чем он хуже Паратова. Самолюбивому, мелочному, тщеславному человеку трудно смириться с мыслью, что есть кто-то лучше его, и поэтому он просит Ларису доказать ему, что Паратов лучше. Лариса искренне рассказывает ему о Паратове, и в ее рассказе возникает вполне определенный образ. Она говорит жениху: «С кем вы равняетесь? Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич…это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной». И в доказательство своего мнения Лариса рассказывает, как Паратов заставил своего знакомого, отличного стрелка, стрелять в стакан, который поставил себе на голову. Тот выстрелил и разбил стакан, но немного побледнел. Паратов же ему сказал: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». Он дает Ларисе держать в руке монету и на таком же расстоянии выбивает ее. Для Ларисы этот эпизод демонстрирует смелость и уверенность Паратова в себе. На слова Карандышева: «И вы послушали его?…Разве уж вы были так уверены в нем?» — она отвечает: «Да разве можно его не послушать? …Да разве можно в нем быть неуверенной?». Да, Лариса еще слишком молода, чтобы разобраться в характере Паратова, и именно она находится в ослеплении от своей любви к нему. Разве может человек, дорожащий другим человеком, поступить так, как Паратов в этом эпизоде? Да разве можно так играть жизнью человека? Лариса не понимает, что в Паратове есть черта, присущая многим богатым купцам того времени, — стремление вести разгульную жизнь, прожигать ее, так как ничего по-настоящему дорогого для него в жизни нет. Карандышев правильно говорит: «Сердца в нем нет, оттого он так и смел». Но, конечно, Лариса не соглашается с ним, она и сейчас вспоминает о нем, несмотря на его отношение к ней. Она честно говорит жениху: «…Если бы явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда….» Она не договаривает, но мы понимаем, что если бы Паратов позвал Ларису, то она бы, не задумываясь, бросила для него все. Так и произойдет в дальнейшем.
Разговор героев о Паратове заканчивается раздавшимся на Волге пушечным выстрелом. Лариса пугается его. Она еще не знает, что это приветствуют Паратова. У нее кружится голова, когда она смотрит вниз с обрыва. Возникает мотив трагической гибели героини, смерти: «Тут верная смерть: внизу мощено камнем», — говорит ей Карандышев. Так Островский показывает нам переплетение судеб персонажей: и Паратов, и Карандышев погубят Ларису, один — нравственно, другой — физически. Анализируя эту сцену, уже можно предугадать дальнейшее развитие событий, так как автором уже намечены основные сюжетные линии и характеры героев. Великодушная, нежная, любящая Лариса погибнет в мире, где правят такие бездушные и беспринципные люди, как Паратов, где пытается возвыситься за счет Ларисы «маленький человек» Карандышев, где она становится предметом торга. Читая эту сцену, думаешь о том, насколько современны пьесы Островского, потому что не исчезли проблемы, поставленные писателем, потому что всегда людей будет волновать судьба страдающей и любящей Ларисы.
Другие сочинения по этому произведению
В чем причина драмы героини пьесы