Бесприданница

Александр Николаевич Островский


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
108 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Система образов в драме Островского «Бесприданница»»

Сочинение


“Картинное” поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретёра, героя кутежей и забав. Ю. М. Лотман показал, что в контексте романтической эпохи подобное поведение не воспринималось как недостойное и низкое, являясь “знаком вольномыслия”. Поступки и слова, позы и жесты Паратова обнаруживают безвкусный наигрыш и эклектику. Рисуясь перед Ларисой, Карандышевым и купцами на манер светского аристократа, он мыслит себя в амплуа дворянского героя-фата. Пушки, шампанское, “большие усы при малых способностях”, стилизация под русскую старину - это уже знакомые читателям и зрителям Островского атрибуты куража (Хлынов в “Горячем сердце”), столь характерного для купечества во второй половине XIX в.

Карандышев, жаждущий выбиться в люди и утолить жадное самолюбие, противопоставляет себя купцам, которые одолели его своим “фанфаронством”, но прежде всего - Паратову, чье поведение он не без оснований оценивает как напускное. Герой создает свою “позу”. Очень похожий на окружающих в стремлении первенствовать, он осознает именно свои действия как “законные”: “Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться”. Цепочка действий Карандышева в пьесе - не только болезненно-напряженное (и тщетное) стремление овладеть словом, но и мучительные, до слез (плачут в драме только Лариса и он), попытки овладеть не свойственной людям его круга манерой поведения. Для достижения цели Карандышев “разные роли разыгрывает, дикие взгляды бросает, отчаянным прикидывается”. Но в первую очередь он подражает Сергею Сергеевичу: “Ну чем я хуже Паратова?” - требует он откровенности от Ларисы. Он “донашивает” поведенческие одежды своего соперника: пытается устроить пышный обед, произнести на нем речь о своих достоинствах. Среди “поведенческих масок” Юлия Капитоныча - “маленький Паратов”, мститель, “грозный муж”, морализатор и к тому же - человек, притязающий на изысканность вкуса (турецкое оружие и дешевые ковры в гостиной).

При этом его легко сбить с принятого на себя тона, он как будто бы постоянно забывает текст своей роли. (Напомним в связи с этим показательное словечко “уж”, гротескно использованное Островским в качестве речевого лейтмотива “бессловесной” Анфусы Тихоновны в “Волках и овцах”.) В словесной дуэли с Паратовым Карандышев значительно уступает своему сопернику, его речь полна заученных штампов. “Топорщится”, - оценивает поведение Карандышева Паратов. И это, по сути, справедливая характеристика карандышевской манеры самоутверждения - корявой, нескладной, неуклюжей.

Не уступая другим в желании “повеличаться”, Карандышев всегда более унижен, всегда более жертва (в том числе и в разговорах с Ларисой); ему последовательно отказывают в праве на человеческий жест и торжественное слово. Рядом с его величаниями - слезы, рядом с масками - душевная обнаженность. И неудивительно, что Карандышев, с неустойчивостью его поведения, столь стремительно и легко надевает на себя маску мстителя, считая свои действия нормальными и законными: “Для меня нет теперь ни страха, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня. Я буду мстить каждому из них, пока не убьют меня самого”. Выстрел в Ларису поэтому естественно воспринять как следование поэтике маски: Карандышев стремится доказать, что его пистолеты - вовсе не бутафория.

Карандышев, произносящий “живое слово”, конечно же, остается в памяти читателя и зрителя. Вместе с тем автору понятно отвращение Ларисы и ее матери от семейной жизни с Карандышевым: он лишен житейских способностей, выделки характера. Жесткое карандышевское “я хочу и вправе”, как видно, встречает не менее жесткое “А по какому праву? ” со стороны драматурга.


В сознании персонажей “Бесприданницы”, отдающих дань этикету и жизнетворчеству, остается непреодоленной, если можно так выразиться, оппозиция “столица - провинция”. В миросозерцании драматурга, как убедительно показала А. И. Журавлева, эта оппозиция была преодолена4 . Поэтому он отчужденно, с резкой и последовательной критичностью воспринимает стремление героев возвыситься над Бряхимовым и из него уйти. Европа и столица для купцов - непререкаемая норма, образец, ради которого можно презреть все свое, близкое и привычное. Знаменателен в этом отношении мотив Парижа в пьесе. Лариса нужна Кнурову и Вожеватову, чтобы покрасоваться на парижской выставке. Именно на это рассчитывает Огудалова, унижаясь перед купцами. Шутовская изнанка подобных стремлений представлена в пьесе образом Робинзона: обещанный, грезившийся ему Париж оказался всего-навсего трактиром на городской площади под таким названием.

Смех людей, окружающих Ларису, подобно соблюдению этикета, продиктован желанием поставить себя над другими. В этом смехе легко просматриваются надменность, бесчеловечность и преступная жестокость.

Персонажи, объединившиеся в издевательствах над беспомощным Карандышевым, выглядят у Островского тем более отталкивающими, что сами они весьма осмотрительны. С их точки зрения (как не вспомнить пословицу “человек человеку волк”), лучше быть сильным или хотя бы выглядеть таким, чем обнаружить слабость и быть осмеянным. Озабоченные внешними приличиями персонажи комически боятся стать поводом для насмешки, ибо осмеянный человек возвыситься над другими уже не сможет. В этом отношении насмешливость героев “Бесприданницы” функционально уподобляется престижному этикету: это ложные нормы жизни в изображенной среде. В сфере деловых забот герои выглядят не лучше, чем в сфере развлечений. Более того, в играх, которые можно назвать святотатством и кощунством, неприглядное существо персонажей пьесы предстает с предельной отчетливостью.

Из всего сказанного вытекает, что между ценностными установками персонажей, окружающих Ларису, очень много общего. Все в очень большой мере сосредоточены на своем внешнем облике во имя самоутверждения, желания первенствовать. Все стремятся к лидерству за счет человеческого достоинства других. Подобная расстановка персонажей нарушает традиционное построение драмы: героиня - женщина, заслуживающая любви, как жертва окружающих; сострадающие мать и отец; достойный или недостойный претендент на руку и сердце юной героини. В “Бесприданнице” эта привычная схема решительно отвергнута: мать Ларисы не жертва, а виновница ее драмы, претенденты на руку героини противопоставлены не как достойный - недостойный, а как счастливый - несчастливый, причем удачливых претендентов двое - Паратов и Кнуров.

Персонажи “Бесприданницы” сопоставлены не по принципу контраста, а по принципу вариации одного и того же жизненного существа. Автору, думается, было важно, чтобы читатель и зритель осознали одно и то же жизненное явление как многоликое, в его разнообразных поведенческих вариациях.

Другие сочинения по этому произведению


В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4 Карандышев 1 Сочинение пьеса А.Н.Островского «Бесприданница» 1 Судьба бесприданницы (по пьесе Островского "Бесприданница") В чём причина драмы героини пьесы Островского "Бесприданниц"? Психологизм драмы Островского "Бесприданница" Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница") Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» Отражение жестокости жизни в драме Александра Островского «Бесприданница» Разговор Карандышева с Ларисой Катерина и Лариса: кто сильнее (пьесы "г А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Тема «горячего сердца» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» (План) Карандышев — «Человек самолюбивый, завистливый» Любимый персонаж моя Лариса Огудалова Лариса 1 Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Островского «Бесприданница» Карандышев персонаж драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Город Брикетов, в котором происходит действие пьесы, будто клетка Протест против унижения человеческой личности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Жестокие нравы города Калинова Женские образы (по пьесам «Свои, люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») «Маленький человек» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Источник драмы Ларисы Огудаловой (по пьесе Александра Островского «Бесприданница») Пьеса А. Н. Островского Мать и дочь в драмме А. Н. Островского Лучшее произведение Островского – «Бесприданница» Единство драматических произведения А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница» Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла? Лариса 2 Лариса Огудалова и Сергей Сергеич Паратов (по пьесе А. Островского "Бесприданница") Источник драмы Ларисы Огудаловой Карандышев 2 Сравнение произведений Островского «Бесприданница» и «Гроза» Катерина: «Отчего люди не летают?» (о пьесе «Гроза» А. Н. Островского) ГЕРОИНИ ПЬЕС ОСТРОВСКОГО "ГРОЗА", "БЕСПРИДАННИЦА", "СНЕГУРОЧКА" СИМВОЛИКА ИМЕН В ПЬЕСАХ А. Н. ОСТРОВСКОГО <ГРОЗА>, <БЕСПРИДАННИЦА> И <ЛЕС>. Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского «Бесприданница» Такие разные женские лица (по пьесам «Гроза» и «Бесприданница») Пьеса Александра Островского «Бесприданница» Быт и нравы купечества в драме "Гроза" Тема утраченных иллюзий в драме А.Н.Островского "Бесприданница" 1 Неспособность выстоять в мире «золотого тельца» в пьесе «Бесприданница» В 1878 г Островским была написана одна из его известнейших пьес "Бесприданница"