Мцыри
Михаил Юрьевич Лермонтов
«Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение»
Поэмы
Разрабатывая этот жанр, Лермонтов получил возможность изображать героя не только изнутри, в его самораскрытии, как это происходило в лирике, но и извне. Поэма явилась как бы промежуточным звеном между лирикой и прозой поэта.
Одной из самых замечательных романтических поэм Лермонтова надо признать «Мцыри» (1839). Мцыри принадлежит к типу лермонтовских героев-борцов, восстающих против насилия над их личностью.
Слово «Мцыри» по-грузински означает не только «послушник», но и «чужеземец». Таким абсолютным чужеземцем в мире и является герой. Вырванный силой обстоятельств из родной почвы, он теряет свое место в едином потоке жизни. Все вокруг Мцыри живет какой-то глубокой, одновременно динамической и умиротворенной жизнью. Все, стремясь к небесам, портится в земле:
И снова я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли;
И все природы голоса сливались тут…
Тип существования героя принципиально иной. Его внутренний мир характеризует разомкнутость, гипертрофированная динамика. Символично, что герой с пути сбиваться стал не во время бури, но в успокоившейся природе. Его судьба — героическое, мощное, но трагически неосуществимое стремление к жизни.
Поэма состоит из авторской экспозиции, намечающей основные этапы жизни героя, и исповеди Мцыри, в которой раскрывается его психологический облик. Центральное событие поэмы — побег Мцыри из монастыря. Это традиционный романтический мотив бегства из неволи. Но герой стремится не в мир, он стремится на родину,
Бегство героя — это ответ на неодолимый зов родных мест. Его душа сливается с природой, которая постепенно превращается из родственной, братской во враждебную человеку, грозную силу. Совсем недавно бывшая прекрасной, природа предстает вдруг герою в облике тесного и молчаливого неотзывчивого мира:
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плащом:
Все лес был, вольный лес кругом.
Кульминацией таких превращений природы в ее отношении к человеку выступает сцена смертельной схватки героя с барсом. В ней с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя.
Трагизм Мцыри не только в том, что он не находит наилучшего пути, ведущего на родину, к свободной, естественной жизни, но в том, что такого пути нет вообще.
Лермонтов в поэме «Мцыри» запечатлел «вечный ропот человека»:
Мне внятен был тот разговор
Немолчаливый ропот, вечный спор.
Герой поэмы стал пленником русского генерала. Он помещен в монастырь, где был «Искусством дружеским спасен». Мцыри — не трус, он смел, отважен, в нем проснулся могучий дух отцов, он всей душой стремится в горы, в родное общество, хочет жить по обычаям предков. И — не может. Кавказ отталкивает от себя Мцыри, как и Гаруна, но, конечно, по совершенно другим причинам.
Характер Мцыри обозначен в эпиграфе из 1-й Книги Царств (Библия): «Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю». Эпиграф приобретает символический смысл и свидетельствует не столько о жизнелюбии Мцыри, сколько о трагической обреченности героя.
Вся поэма, кроме эпического зачина, представляет собой исповедь-монолог Мцыри, где он выступает главным действующим лицом и рассказчиком. Хотя Мцыри рассказывает о своих приключениях после того, как он был найден монахами и вновь водворен в монастырь, речи Мцыри придана синхронность слова и переживания, слова и действия.
Герой поэмы, прежде всего, герой действия, непосредственного поступка. Жить для него — значит действовать. В отличие от героев пушкинских романтических поэм Мцыри — «естественный» человек, вынужденный жить в неволе монастыря. Бегство в естественную среду означает для него возвращение в родную стихию, в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему с рождения. Мцыри откликается на этот зов природы, чтобы ощутить жизнь, предназначенную ему по праву рождения. Однако пребывание в монастыре наложило свой отпечаток — Мцыри слаб телом, жизненные силы его не соответствуют могуществу духа. Причина заключается в том, что он отдален от естественной среды воспитанием в чуждом и неорганичном для него укладе.
Раздвоенность и противоречивость Мцыри выражаются в тоске по родине, куда он стремится, и в трагической гибели иллюзии, будто он может стать частью природного мира и гармонически слиться с ним. Внутренняя коллизия — могущество духа и слабость тела — получает внешнее выражение: открытый, распахнутый природный мир и замкнутость, чужеродность монастыря. Могучий дух обречен на гибель в несвойственном ему укладе, но и убежавший на волю Мцыри оказывается неприспособленным к ней. Это выражается в его метаниях по кругу.
В основе сюжета, таким образом, лежит традиционная романтическая ситуация — бегство исключительного героя из неволи, которое является не приобщением к иному культурному укладу, а возвращением в родную среду. На этом пути к свободе герой терпит поражение, но и тот уклад, в котором он вырос (монастырь), также уходит в небытие. Исключительная индивидуальная судьба сопоставляется с вечностью и растворяется в ней, и это вносит в поэму примирительную ноту.
Одновременно тревоги и страдания частного человека остаются неразрешенными, порыв к свободе неудовлетворенным, и результатом становится невозможность примирения. Как нарушение горских обычаев («Беглец»), так и стремление следовать им не приводят героев к победе, обрекает на одиночество и гибель. Горские обычаи торжествуют и не умирают, как торжествует и не кончается жизнь, но судьба личности всегда и всюду остается трагичной. Таковы противоречивость бытия и противоречивый ход истории.
Поэма «Мцыри» при сосредоточенности конфликта на частной судьбе не чужда вечных, бытийных мотивов, поскольку действие развертывается на фоне всего мира («Кругом меня цвел божий сад…»).
Другие сочинения по этому произведению
«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» ) «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма