Мцыри

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
125 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Сюжетное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри»»

Сочинение




Поэма «Мцыри» содержит и много других высоких мыслей и чувств, но именно эти и определяют для учителя-чтеца «сквозное действие». Трудность чтения поэмы связана с высокой эмоциональностью этого произведения. Патетика поэмы не несет в себе ничего искусственного и фальшивого, она вызвана силой и глубиной переживаний героя и потому правдива и убедительна. При чтении нельзя усиливать наиболее патетические места нарочитым повышением интонации, громкими восклицаниями и пр. Читать надо спокойно, сдержанно; взволнованность, присущая всему строю поэмы, не исчезнет при этом, а только станет глубокой и сообщит чтению проникновенность и искренность.

Разные строфы потребуют от учителя различной манеры чтения. Описательные (например, 2-я, 6-я, 7-я, 10-я и др.) прозвучат более спокойно, эпически, чем те, где передаются бурные переживания Мцыри. Важно лишь во всех случаях идти от мысли автора, от его настроения - тогда нужная интонация возникнет естественно и будет убедительной.

Чтобы, показать возможный путь подготовки к выразительному чтению в классе, остановимся подробнее на том, как читать одну из значительных в идейно-художественном отношении строф - 8-ю. Она начинается вопросом: «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» - и представляет собой ответ Мцыри, в котором ярко раскрывается характер героя. Основная мысль этой строфы - утверждение красоты свободной жизни и необходимости ее для человека. Основное чувство - страстная жажда жизни, полной «тревог и битв». Главная исполнительская задача - передать чувство наслаждения свободой и презрение к рабству и смирению.

Эти чувства и мысли выражены в 22 строках. Каждая из них открывает одну из сторон главной мысли, и потому важно при чтении передать глубину каждого слова, каждого смыслового оттенка. 8-я строфа состоит из шести отрывков-частей, объединенных общей мыслью, и в то же время каждый из них имеет свой оттенок смысла.

Первый отрывок - самый короткий - это вопрос: «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» Двумя строфами выше Мцыри отвечал на другой вопрос: «Ты хочешь знать, что видел я на воле?» Логическое ударение в обоих вопросах падает на глаголы «делал» и «видел», но не менее важным является и идущее за ними слово «воля». Поэтому при чтении ровно читается вся фраза, и лишь слегка акцентируется ударение на глаголе «делал».

В следующих четырех строчках Мцыри отвечает, что он делал на воле. Ответ краток, но очень глубок; «Жил…» В этом слове для Мцыри сливается многое: и отрицание всей монастырской жизни, и воспоминание о только что пережитом наслаждении свободой, и утверждение, что лишь на воле человек действительно может жить, и гордость при мысли, что он вырвался из тюрьмы и смог пережить счастье слияния с миром. Естественно, что слово «жил» читается с глубоким и большим чувством, отнюдь не громко, как бы в раздумье; ведь отвечая монаху, Мцыри и сам пытается разобраться, чем были для него дни вольности, он не просто сообщает известное, а вновь воскрешает все, что пережил, перечувствовал, увидел, понял. Закономерна длительная пауза после «жил…» Следующие слова:

* .. .и жизнь моя
* Без этих трех блаженных дней
* Была б печальней и мрачней
* Бессильной старости твоей

уже прямо раскрывают уверенность Мцыри, что не будь «трех блаженных дней» вольности - жизнь его была бы бессмысленной и лишенной всякой радости. Строчки эти построены на контрасте: блаженство свободы вызывает образ света и счастья, смирение и бессилие рождают представление о мраке. Одна из задач чтеца - подчеркнуть этот контраст. Затем следует признание Мцыри в его мечте увидеть мир, узнать, зачем живет человек.
* Давным-давно задумал я
* Взглянуть на дальние поля,
* Узнать, прекрасна ли земля,
* Узнать, для воли иль тюрьмы
* На этот свет родимся мы.

Эти слова скупо говорят о безотрадности монастырского существования. Сама мечта Мцыри узнать, «прекрасна ли земля», отрицает возможность жизни в монастыре, раскрывает юношескую жажду свободы, стремление к счастью. Если первые две строчки звучат спокойно, то, начиная с третьей, нарастает напряжение, в слове «узнать» слышится не любопытство, а страстная необходимость для героя постигнуть смысл жизни, увидеть закрытый монастырскими стенами мир, нетерпение и жажда правды, логическое ударение в следующих двух словах падает на слово «прекрасна», звучащее почти тревожно: ведь Мцыри ничего не видел, кроме монастыря, он не знает, прекрасен ли мир за его стенами, лишь догадываясь и смутно вспоминая об этом; потому в его вопросе неизбежна тревога, боязнь открыть, что жизнь везде одинаково безрадостна для человека.

В следующей строчке все три слова произносятся веско, на каждое из них падает логическое ударение. «Узнать, для воли иль тюрьмы…» Звучит твердая решимость Мцыри узнать, для чего создан человек. Он размышляет не только о себе, а о всей человеческой жизни, о людях вообще (не случайна строчка: «на этот свет родимся мы…»). И далее Мцыри рассказывает о бегстве:

* И в час ночной, ужасный час,
* Когда гроза пугала вас,
* Когда, столпясь, при алтаре,
* Вы ниц лежали на земле,
* Я убежал

Отказ от смирения, презрение к трусливым добровольным рабам-монахам, отражающееся в эмоциональной окраске слов «пугала» и «ниц лежали», - главные чувства, владеющие Мцыри. Смелость, мужество героя, приоткрывающиеся в этих словах, ярко вырисовываются далее. Ощущение свободы мгновенно овладевает юношей, и сразу обнажается его душа, пламенная, бурная.: Главное настроение следующих строк - упоение свободой, бурей, миром тревог. В них утверждается, что только такая жизнь приносит человеку наслаждение, что «живая дружба меж бурным сердцем и грозой» дает счастье, какого нельзя узнать за монастырскими стенами. В чтении эти слова звучат радостно. Последние строчки завершают строфу и композиционно и логически, в них важно каждое слово, все они оказываются в равной степени ударными, хотя звучат менее взволнованно, чем предыдущие.

Другие сочинения по этому произведению


«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» ) «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри — мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1) Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой Главный герой в поэме Мцыри Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова» Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри») «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) «Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Воплощение мечты Мцыри Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец» Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри" Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри" Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри» «Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Содержание стихотворения Лермонтова – Мцыри (в прозе) Протестующий герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Поэма Лермонтова «Мцыри» и русский реализм Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря Изучение «Мцыри» с позиций историзма Различие характеров Демона и Мцыри Духовные ценности Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей Основные противоречия образа Мцыри История короткой жизни Мцыри Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Почему три дня характеризуются Мцыри как «три блаженных дня» Сюжет и композиция поэмы "Мцыри" Все события трехдневных скитаний Мцыри От Демона К Мцыри Поэма "Мцыри "– художественный анализ Образ монастыря-тюрьмы в поэме «Мцыри» Сравнительный анализ поэм «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» Жанр и композиция поэмы "Мцыри" Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Опыт создания образа положительного героя в поэме «Мцыри» «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1) Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Эпиграф как раскрытие идейного смысла поэмы «Мцыри» Цель побега Мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (2) Мцыри — образ сильного человека Цель побега Мцыри. Что он увидел на воле. Что он делал на воле Герой поэмы Лермонтова «Мцыри» Три дня на воле Пейзаж в поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова «Мцыри» Душой дитя судьбой монах (поэма «Мцыри») Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится «Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Почему не удался побег Мцыри Почему мне нравится образ Мцыри Язык и стих поэмы "Мцыри" Романтическая гипербола в поэме «Мцыри» Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Мятежный дух романтического героя (на примере образа Мцыри) Монолог Мцыри история жизни героя Сюжет поэмы и образ юноши в поэме «Мцыри» Значение поэмы "Мцыри" Поэма «Мцыри» явилась завершением традиции русской романтической поэмы Почему и для чего исповедуется Мцыри Cтихия мощного человеческого духа в поэме «Мцыри»