Мцыри
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
125 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри»)»
Сочинение
Умчался век эпических поэм,
И повести в стихах пришли в упадок.
М.Ю. Лермонтов
Слово «поэма» нам хорошо знакомо: это большое сюжетное произведение в стихах, в котором есть и повествование, и в то же время отчетливо слышен голос автора. Поэмы пришли к нам из старины,
где представляли эпос, торжественное, неспешное и величественное повествование о далекой старине, о великих войнах и героях.
XIX век обратился к личности. Личность - вот центр романтической поэмы. А рядом с идеей личности живет не менее важная идея свободы. Свобода и личность существуют в романтической поэме как понятия неразрывные, им-то и противостоит мир внешний, воплощением которого становятся тюрьма, монастырь, неволя.
В 1822 году были опубликованы «Шильонский узник» Байрона в переводе Жуковского и «Кавказский пленник» Пушкина. Через два десятилетия появились романтические поэмы Лермонтова. В конце 1830-х годов казалось, что поэма окончательно устарела. Однако время это дало последнюю яркую вспышку жанра - поэмы «Демон» и «Мцыри».
Мне больше понравилась поэма «Мцыри», в которой есть тяга к познанию и свободе. Ее герой - сильный и гордый грузинский юноша. Мцыри может не бояться бури, победить барса, быть сильным и могучим, но лишь до известного предела:
Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь.
Что я пред ним?
«Мцыри» - лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя позволяет глубоко и полно изобразить внутренний мир героя. Действие сосредоточено вокруг одного героя; монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку. Но в то же время в поэме есть и некоторые черты, отличающие ее от обычных романтических поэм. Но в поэме Лермонтова нет ничего таинственного. Начинается поэма с точного указания места действия:
Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Затем автор дает вступление, в котором подготавливает читателя к пониманию душевного состояния героя. Сама исповедь Мцыри представляет собой взволнованную речь героя и излагает все им пережитое. Много места уделено картинам природы. Как различно воспринимают природу Мцыри и монахи:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад,
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Природа для Мцыри - это воплощение воли, неисчерпаемой силы, красоты - всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, в «душных кельях» монахов и к чему так сильно, пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Свободный и прекрасный, описанный с удивительной мягкостью, пластичностью и теплотой мир Кавказа остается недостижимым. И виной тому не преследователи (за Мцыри никто не гонится), а сама природа. Чем дальше развивается действие, тем враждебнее внешний мир к Мцыри: герой чужд природе и, видимо, уже чужд отцовскому дому. Неволя сделала свое дело.
Могучий Мцыри сравнивается со слабым темничным цветком. Показательны предсмертные мечты Мцыри:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать -
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста...
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Герой не может оставаться узником, но у него не хватает сил на свободу, на борьбу, на выход из неволи. Невинный страдалец
и гордый бунтарь превращается в усталого человека. Эта усталость сквозит в финале «Мцыри», она же слышится в одном из последних стихотворений Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу».
Усталость романтического героя, его уход из мира неразрешимых проблем были отражением реальной жизни. Романтическая поэма много говорит о людях первой половины XIX века, их страстях, мыслях, душевных порывах. И, как всякое подлинное искусство, она перерастает свое время, свою культуру. Даже сейчас мы читаем эту поэму и восхищаемся как ее создателем, так и героем. Я бы не хотел оказаться на месте Мцыри, потому что сидеть за решеткой - это неинтересно, но Мцыри мне нравится своим характером, волей к свободе.
И повести в стихах пришли в упадок.
М.Ю. Лермонтов
Слово «поэма» нам хорошо знакомо: это большое сюжетное произведение в стихах, в котором есть и повествование, и в то же время отчетливо слышен голос автора. Поэмы пришли к нам из старины,
где представляли эпос, торжественное, неспешное и величественное повествование о далекой старине, о великих войнах и героях.
XIX век обратился к личности. Личность - вот центр романтической поэмы. А рядом с идеей личности живет не менее важная идея свободы. Свобода и личность существуют в романтической поэме как понятия неразрывные, им-то и противостоит мир внешний, воплощением которого становятся тюрьма, монастырь, неволя.
В 1822 году были опубликованы «Шильонский узник» Байрона в переводе Жуковского и «Кавказский пленник» Пушкина. Через два десятилетия появились романтические поэмы Лермонтова. В конце 1830-х годов казалось, что поэма окончательно устарела. Однако время это дало последнюю яркую вспышку жанра - поэмы «Демон» и «Мцыри».
Мне больше понравилась поэма «Мцыри», в которой есть тяга к познанию и свободе. Ее герой - сильный и гордый грузинский юноша. Мцыри может не бояться бури, победить барса, быть сильным и могучим, но лишь до известного предела:
Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь.
Что я пред ним?
«Мцыри» - лирическая поэма. В ней дается по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя позволяет глубоко и полно изобразить внутренний мир героя. Действие сосредоточено вокруг одного героя; монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку. Но в то же время в поэме есть и некоторые черты, отличающие ее от обычных романтических поэм. Но в поэме Лермонтова нет ничего таинственного. Начинается поэма с точного указания места действия:
Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Затем автор дает вступление, в котором подготавливает читателя к пониманию душевного состояния героя. Сама исповедь Мцыри представляет собой взволнованную речь героя и излагает все им пережитое. Много места уделено картинам природы. Как различно воспринимают природу Мцыри и монахи:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад,
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Природа для Мцыри - это воплощение воли, неисчерпаемой силы, красоты - всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, в «душных кельях» монахов и к чему так сильно, пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши. Свободный и прекрасный, описанный с удивительной мягкостью, пластичностью и теплотой мир Кавказа остается недостижимым. И виной тому не преследователи (за Мцыри никто не гонится), а сама природа. Чем дальше развивается действие, тем враждебнее внешний мир к Мцыри: герой чужд природе и, видимо, уже чужд отцовскому дому. Неволя сделала свое дело.
Могучий Мцыри сравнивается со слабым темничным цветком. Показательны предсмертные мечты Мцыри:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать -
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста...
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Герой не может оставаться узником, но у него не хватает сил на свободу, на борьбу, на выход из неволи. Невинный страдалец
и гордый бунтарь превращается в усталого человека. Эта усталость сквозит в финале «Мцыри», она же слышится в одном из последних стихотворений Лермонтова - «Выхожу один я на дорогу».
Усталость романтического героя, его уход из мира неразрешимых проблем были отражением реальной жизни. Романтическая поэма много говорит о людях первой половины XIX века, их страстях, мыслях, душевных порывах. И, как всякое подлинное искусство, она перерастает свое время, свою культуру. Даже сейчас мы читаем эту поэму и восхищаемся как ее создателем, так и героем. Я бы не хотел оказаться на месте Мцыри, потому что сидеть за решеткой - это неинтересно, но Мцыри мне нравится своим характером, волей к свободе.
Другие сочинения по этому произведению
«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» ) «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма