Мцыри
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
125 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Поэма «Мцыри»»
Сочинение
Поэтический мир Лермонтова — это тревожный мир исканий, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших
философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Даже скалы, горы, утесы, потоки, реки, деревья — вся природа живет в его произведениях. Основной пафос в творчестве Лермонтова его современник видел в “нравственных вопросах” о судьбе и правах человеческой личности. Все это в полной мере отражено в романтических поэмах Лермонтова: “Мцыри”, “Демон”, “Боярин Орша”. Остановимся подробно на образе Мцыри.
В поэме “Мцыри” действие развивается в двух планах: тоска по идеалу, романтическая мечта о далекой, прекрасной и неведомой родине; реальные блуждания юноши-горца, бежавшего из монастыря. Мцыри не просто тоскует по родному краю, поэма насыщена чувством родины:
Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе.
Это “родимая страна” такой же поэтический образ, как и образ бури в стихотворении “Парус”: “А он, мятежный, просит бури...” Мцыри, наделенный от природы отвагой своих сородичей, дал поэту возможность воплотить жажду тревог и битв, жажду бури, то чувство вечной неудовлетворенности достигнутым, которое живет в человеческой душе вечно и которое было особенно обострено у лучших людей первой четверти XIX века.
Впечатления от природы Кавказа, быта его жителей, архитектуры — все послужило Лермонтову для создания романтической поэмы. Жизненная основа “Мцыри” придает произведению яркость, выразительность, убеждает читателей в его реальности. Впервые у Лермонтова так органично сольются романтическое и реальное начала, впоследствии это станет отличительной чертой его творчества.
Немного лет тому назад,
Там, где сливался шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
Монастырь сохранился и сейчас. Внутренний вид его дает яркое ощущение поэтической действительности, созданной Лермонтовым. Особенно поражают расположенные высоко от пола узкие, длинные окна, забранные решетками: тюрьма! ...В тесной темной церкви во время утренней службы стоял худенький, слабый мальчик, и ему казалось, что святые смотрят на него со стен с мрачной и немой угрозой, как смотрели монахи. А там, в вышине, на решетчатом окне, играло солнце:
О, как туда хотелось мне.
От мрака келий и молитв,
В тот чудный мир страстей и битв...
Образ монастыря был для Лермонтова воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, “подрезает крылья”, мешает свободному полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. Создавая свой поэтический мир, Лермонтов не фотографировал действительность, он отбирал нужные для замысла черты, насыщая их новым смыслом. Но именно благодаря конкретным чертам местности поэту удалось правдиво и убедительно показать побег Мцыри:
Сквозь пары
Вдали чернели две горы.
Наш монастырь из-за одной
Сверкал зубчатою стеной...
Мцыри был вынослив, как и его сородичи. Он хорошо помнит родные места. Мечтая о доме, юноша все время смотрит на восток. Мцыри—“душой дитя”, существо, полное жажды жизни; “судьбой монах” — человек, обязанный отказаться от жизни. В этом заключается трагизм поэмы. Но он еще и пленник, раб и сирота. Вся жизнь в монастыре была подготовкой Мцыри к побегу. Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, близких и родных:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
В двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней показано упоение в бою и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ. С уважением говорит Мцыри о достоинствах противника:
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
Мцыри бьется с барсом, как было принято драться в его ауле, и он побеждает:
Но ныне я уверен в том.
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов...
Эти слова могут быть поняты как оправдание поколению, выросшему в николаевской империи, как в тюрьме.
На мне печать свою тюрьма
Оставила...
В других исторических условиях и он бы мог стать героем.
В поэме “Мцыри” Лермонтов продолжает свою гордую вражду с Небом. Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю:
...за несколько минут
Между крутых и темных скал...
В звуковых повторах воспроизведен самый шум потока,
философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживаний человеческой души. Даже скалы, горы, утесы, потоки, реки, деревья — вся природа живет в его произведениях. Основной пафос в творчестве Лермонтова его современник видел в “нравственных вопросах” о судьбе и правах человеческой личности. Все это в полной мере отражено в романтических поэмах Лермонтова: “Мцыри”, “Демон”, “Боярин Орша”. Остановимся подробно на образе Мцыри.
В поэме “Мцыри” действие развивается в двух планах: тоска по идеалу, романтическая мечта о далекой, прекрасной и неведомой родине; реальные блуждания юноши-горца, бежавшего из монастыря. Мцыри не просто тоскует по родному краю, поэма насыщена чувством родины:
Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе.
Это “родимая страна” такой же поэтический образ, как и образ бури в стихотворении “Парус”: “А он, мятежный, просит бури...” Мцыри, наделенный от природы отвагой своих сородичей, дал поэту возможность воплотить жажду тревог и битв, жажду бури, то чувство вечной неудовлетворенности достигнутым, которое живет в человеческой душе вечно и которое было особенно обострено у лучших людей первой четверти XIX века.
Впечатления от природы Кавказа, быта его жителей, архитектуры — все послужило Лермонтову для создания романтической поэмы. Жизненная основа “Мцыри” придает произведению яркость, выразительность, убеждает читателей в его реальности. Впервые у Лермонтова так органично сольются романтическое и реальное начала, впоследствии это станет отличительной чертой его творчества.
Немного лет тому назад,
Там, где сливался шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры, Был монастырь.
Монастырь сохранился и сейчас. Внутренний вид его дает яркое ощущение поэтической действительности, созданной Лермонтовым. Особенно поражают расположенные высоко от пола узкие, длинные окна, забранные решетками: тюрьма! ...В тесной темной церкви во время утренней службы стоял худенький, слабый мальчик, и ему казалось, что святые смотрят на него со стен с мрачной и немой угрозой, как смотрели монахи. А там, в вышине, на решетчатом окне, играло солнце:
О, как туда хотелось мне.
От мрака келий и молитв,
В тот чудный мир страстей и битв...
Образ монастыря был для Лермонтова воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, “подрезает крылья”, мешает свободному полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. Создавая свой поэтический мир, Лермонтов не фотографировал действительность, он отбирал нужные для замысла черты, насыщая их новым смыслом. Но именно благодаря конкретным чертам местности поэту удалось правдиво и убедительно показать побег Мцыри:
Сквозь пары
Вдали чернели две горы.
Наш монастырь из-за одной
Сверкал зубчатою стеной...
Мцыри был вынослив, как и его сородичи. Он хорошо помнит родные места. Мечтая о доме, юноша все время смотрит на восток. Мцыри—“душой дитя”, существо, полное жажды жизни; “судьбой монах” — человек, обязанный отказаться от жизни. В этом заключается трагизм поэмы. Но он еще и пленник, раб и сирота. Вся жизнь в монастыре была подготовкой Мцыри к побегу. Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, близких и родных:
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
В двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней показано упоение в бою и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ. С уважением говорит Мцыри о достоинствах противника:
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..
Мцыри бьется с барсом, как было принято драться в его ауле, и он побеждает:
Но ныне я уверен в том.
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов...
Эти слова могут быть поняты как оправдание поколению, выросшему в николаевской империи, как в тюрьме.
На мне печать свою тюрьма
Оставила...
В других исторических условиях и он бы мог стать героем.
В поэме “Мцыри” Лермонтов продолжает свою гордую вражду с Небом. Его герой отказывается во имя земной родины от блаженства в раю:
...за несколько минут
Между крутых и темных скал...
В звуковых повторах воспроизведен самый шум потока,
Другие сочинения по этому произведению
«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» ) «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма