«Монолог Мцыри история жизни героя»
Сочинение
Творческим воображением поэт оживляет прошлое: умирающий юноша, «собрав остаток сил», гордо начинает свою предсмертную исповедь. Всю жизнь он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе, которое было тем неудержимее, что он томился не просто в плену, а в монастыре - оплоте духовного и добровольного рабства. И хотя монахи жалели его и даже по-своему заботились о нем, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым. Но во 2-й главе вырисовываются лишь контуры героя; изображена ситуация, в которой он ведет рассказ о себе. Многое, однако, и в его поведении, и в мотивах его бегства из монастыря остается неясным. Автор говорит о жизни Мцыри так, как мог бы рассказать сторонний наблюдатель, не вникающий в глубину переживаний героя. А чтобы верно судить о человеке, нужно знать не только его поступки, но и причины их и даже нюансы его духовной жизни. Во всяком случае, внимание читателя возбуждено, и он с возрастающим интересом будет следить за дальнейшим повествованием.
О своем духовном мире, о своих мыслях и чувствах рассказывает сам герой. И тогда становится ясно, что нельзя судить о человеке чисто внешне, только по его поступкам или только по первому впечатлению. Монологическая форма повествования, избранная поэтом, давала возможность обнаружить психологические пружины поведения Мцыри, показать трагическое противоречие между огромными силами его души и жизненными обстоятельствами, не позволявшими этим силам полностью проявиться.
Вот почему рассказ о «трех блаженных днях», проведенных на воле, занимающий во 2-й главе всего семь строк, в центральной части поэмы разрастается до одиннадцати глав: ведь в этих днях весь смысл, все счастье, вся трагедия жизни героя.
Монолог Мцыри носит характер исповеди. Однако такое утверждение нуждается в поправке. Меньше всего страстный рассказ юноши проникнут чувством покаяния, меньше всего герой склонен говорить о греховности своих помыслов и дел и вымаливать за них прощение всевышнего.
* Но людям я не делал зла,
* И потому мои дела
* Немного пользы вам узнать,
* А душу можно ль рассказать?
* Старик! я слышал много раз,
* Что ты меня от смерти спас,
* Зачем?..
* Конечно, ты хотел, старик,
* Чтоб я в обители отвык
* От этих сладостных имен, Напрасно…
* …ты слаб, ты сед,
* И от желаний ты отвык.
* Что за нужда! Ты жил, старик!
* Тебе есть в мире что забыть,
* Ты жил, - я также мог бы жить!
* Тебе, я знаю, не понять
* Мою тоску, мою печаль;
* И если б мог, - мне было б жаль…
* …Верь моим словам
* Или не верь, мне все равно.
Читатели убеждаются, что монолог Мцыри скорее не исповедь в ее церковном понимании, а проповедь свободы, что центральную часть поэмы, пожалуй, даже можно назвать диалогом-спором, хотя слов собеседника Мцыри мы не слышим ни разу.
О чем же спорит юноша со своим духовником? Что отвергает? Что утверждает?
Защищая свое право на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования. Не «кельи душные и молитвы», а «чудный мяр тревог и битв» (глава 3); не одиночество в «сумрачных стенах», а «отчизна, дом, друзья, родные», общение с близкими и милыми людьми (глава 4); не самоограничение и аскетизм монахов, а полнота жизни, радость бытия (глава 5)-таковы жизненные идеалы Мцыри, отстаиваемые им в споре с монахом.
Обетованной землей представляется ему страна отцов, край изобилия, роскошной, свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей, соединенных дружбой и боевым братством (глава 7). Мысли и желания героя высоки и бескорыстны. Атмосфера рабского смирения, самоуничижения и покорности чужда его пламенной, мятежной, пытливой натуре. Он не принимает мир как данность, он хочет проникнуть в самую суть бытия,
* Узнать, прекрасна ли земля,
* Узнать, для воли иль тюрьмы
* На этот свет родимся мы
* стремление с точки зрения монахов, совершенно бунтарское, крамольное.
Церковная мораль и живая жизнь несовместимы-вот вывод, который следует из рассмотрения начальных глав «исповеди». Вот главная причина разрыва героя с монахами.
Другие сочинения по этому произведению
«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».)
«Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри» )
«Мцыри» как романтическая поэма
«Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова
В чем для Мцыри смысл жизни?
В чем Мцыри видит счастье
Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Единство человека и природы в поэме «Мцыри»
Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри»
Значение эпиграфа к поэме «Мцыри»
Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова
Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова)
Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Мои размышления над поэмой «Мцыри»
Мцыри - главный герой
Мцыри и ссыльный поэт
Мцыри как романтический герой
Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова
Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова.
Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова
Мятежный герой М.Ю.Лермонтова
Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова)
Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова
Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри»)
Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри").
Особенности языка поэмы «Мцыри»
Побег Мцыри из монастыря
Почему Мцыри бежал из монастыря
Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри»)
Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Поэма «Мцыри»
Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение
Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение
Природа в понимании Мцыри
Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри")
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри")
Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри»
Анализ поемы Лермонтова «Мцыри»
Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова"
Мцыри — образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри»)
Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Тема и идея поэмы Мцыри
Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ
Мцыри — мой любимый литературный герой
Художественное своеобразие поэмы «Мцыри»
Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря
Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри"
В чем счастье и трагедия Мцыри
Романтический герой мцыри
Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1)
Поэма М. Ю. Лермонтова "Мцыри" и ее главный герой
Главный герой в поэме Мцыри
Поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон», «Мцыри», «Песнь про купца Калашникова»
Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова (на примере «Мцыри»)
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1)
«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2)
Воплощение мечты Мцыри
Пафос поэмы в произведениях «Мцыри» и «Беглец»
Духовный мир Мцыри. Сочинение по поэме "Мцыри"
Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме "Мцыри"
Литературный анализ стихотворения «Мцыри» Лермонтова
Независимость личного сознания героя в поэме «Мцыри»
«Конфликт между душой и судьбой» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Воспевание воли и свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Содержание стихотворения Лермонтова – Мцыри (в прозе)
Протестующий герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Поэма Лермонтова «Мцыри» и русский реализм
Что же узнал о себе Мцыри совершив побег из монастыря
Изучение «Мцыри» с позиций историзма
Различие характеров Демона и Мцыри
Сюжетное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри»
Духовные ценности Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри")
Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1)
Сюжет, проблемы, образы поэмы М. Лермонтова «Мцыри» В обнимку с бурей
Основные противоречия образа Мцыри
История короткой жизни Мцыри
Картины природы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Почему три дня характеризуются Мцыри как «три блаженных дня»
Сюжет и композиция поэмы "Мцыри"
Все события трехдневных скитаний Мцыри
От Демона К Мцыри
Поэма "Мцыри "– художественный анализ
Образ монастыря-тюрьмы в поэме «Мцыри»
Сравнительный анализ поэм «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»
Жанр и композиция поэмы "Мцыри"
Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
Опыт создания образа положительного героя в поэме «Мцыри»
«Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (1)
Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри")
Эпиграф как раскрытие идейного смысла поэмы «Мцыри»
Цель побега Мцыри
Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (2)
Мцыри — образ сильного человека
Цель побега Мцыри. Что он увидел на воле. Что он делал на воле
Герой поэмы Лермонтова «Мцыри»
Три дня на воле
Пейзаж в поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова
Поэтика русского романтизма в контексте поэмы Лермонтова «Мцыри»
Душой дитя судьбой монах (поэма «Мцыри»)
Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2)
Порыв героя к свободе в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится
«Для воли иль тюрьмы на этот светродимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2)
Почему не удался побег Мцыри
Почему мне нравится образ Мцыри
Язык и стих поэмы "Мцыри"
Романтическая гипербола в поэме «Мцыри»
Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Мятежный дух романтического героя (на примере образа Мцыри)
Сюжет поэмы и образ юноши в поэме «Мцыри»
Значение поэмы "Мцыри"
Поэма «Мцыри» явилась завершением традиции русской романтической поэмы
Почему и для чего исповедуется Мцыри
Cтихия мощного человеческого духа в поэме «Мцыри»