Двенадцать

Александр Александрович Блок


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
127 сочинений

«Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать»»

Сочинение

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме «Двенадцать», к её геро-ям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что эта поэма — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России. Революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. По-эма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить, не оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение А. Блока и его творчества.

Поэма о революции была написана поэтом через два месяца после того, как в Петрограде произошло вооруженное восстание. Он уловил «ветер», «страшный шум» времени, пере-ломный характер эпохи.

«Двенадцать» не поэтическая хроника, это поэма, в которой эпическое начало, изображе-ние событий и характеров составляет основу художественной структуры. В основе сюжета поэмы трагические события в любовном треугольнике Петруха — Катька — Ванька. Здесь всё необычно для А. Блока. И обращение к авантюрному, стремительно развивающемуся действию, и детальное изображение полупролетарской-полубосяцкой среды, и социально-историческое объяснение поступков героев.

Помимо внешнего, в поэме присутствует и другой смысловой и образный план. Все сю-жетные события, несмотря на их ощутимую предметность, протекают не только в реаль-ности, но и «на всем божьем свете», космосе, истории, оставляя в ней свой след, видный лирическому герою в философском ракурсе.

Поэтому наряду с социально-политическими деталями и оценками в поэме содержатся философские обобщения. Сквозь конкретику современности, благодаря особой фигуре автора, стоящего вне событий, над ними, просвечивает вечность, путь России.

В произведении присутствует конкретность в изображении исторического момента (канун разгона Учредительного собрания), детали, дающие представления о революционном Петрограде, реальные будничные сцены, характеризующие время. Но частный случай вы-водится в поэме за свои ограниченные пределы, становится основой философско-исторического обобщения. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по ули-цам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы, выражает пред-ставления поэта о революции. Этому способствуют образы-лейтмотивы поэмы, система контрастов. Ветер, вьюга, пурга, снежная метель — образы, пронизывающие всю поэму. Они связаны с темой «мирового пожара в крови», с темой рожденного революцией очи-стительного огня, с идеей возмездия, с вырывающимися на простор творческими силами человека. Одним из основных мотивов, пронизывающих всё художественное пространст-во поэмы, является мотив святости и греха. Данный мотив связан с пониманием Блоком революции, её «музыки», с трагической сменой эпох, сломом старого и рождением нового.

Так, ветер выступает одновременно и как реальная сила природа, и как символ большеви-стской революции, разрушающей уклад жизни. Природа, как известно, в благих делах со-чувствует людям, а у Блока, напротив, вступает в противоборство с людьми. Вероятно, че-ловеческая цивилизация совершает что-то неладное, противоестественное законам обще-человеческого развития:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер!

На всём белом свете!

Смена двух эпох приобретает колоссальные масштабы, жертвы переливаются за тысячи. «Свобода… без ареста» открывает широкие возможности «раскольниковым», считающим, что отныне им все дозволено. Недаром сразу же после строчки «Свобода эх, эх без креста» слышатся оружейные «трели» — «тра-та-та!» Тем более, что вседозволенность скреплена высокой благородной идеей избавления человечества от эксплуататоров:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

Нравственная сторона взбунтовавшейся стихии погибла в своём зародыше. Убийство Катьки это ощущение ещё более усиливает. Тема святости и греха во всей полноте высту-пает в линии, которая связана с образом Христа:

Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим.

Нежной поступью надвьюжной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос

Многие увидели в этом утверждение святости революции, но «кровавый флаг» усложняет ситуацию. Антитезой ему выступает «белый венчик из роз», который в католической тра-диции выступает символом Девы Марии. Сложным и многозначным является образ-символ голодного пса, который воплощает бессмысленный и беспощадный русский бунт, «мировой пожар».

Тема святости и греха, пронизывающая всю поэму, помогает передать поэту не только конкретно-историческое содержание, но и серьезные социально-философские противоре-чия происходящих событий.

Другие сочинения по этому произведению


"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Революция в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Понимание Блоком Октябрьской революции Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать» Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать» Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать» Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать») Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать») Лирический герой А. А. Блока Душа парила ввысь и там звезду нашла Прием контраста в поэме 12 Блока «Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция) Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать» Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать») Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать» Личные трагедии в поэме «Двенадцать» Человек в революции Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.) Тема революции в поэме «Двенадцать» Революция и старый мир в поэме «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) «Двенадцать» Блок - Александр Блок и революция Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» “…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.) Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композиции Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать» «Двенадцать» Блок - Значение символических образов Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Человек в революции: рождение или гибель Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План) Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А.А.Блока "Двенадцать"? КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Поэма «Двенадцать» Блока Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” «Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать») «Двенадцать» Блок - Библейские аллюзии Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать» Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение) Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать») Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".