Двенадцать
Александр Александрович Блок
«Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»»
Творчество любого символиста уходит своими корнями в философию, потому как создаваемые им образы-символы вбирают в себя многосложные авторские преставления об окружающей действительности, требующие размышлений. Эти «беспредельные в своём значении» символы заставляют задуматься и о «вечных» вопросах, затрагиваемых в произведениях. Немало таких вопросов и в своеобразном творческом итоге Блока — поэме «Двенадцать».
Так как поэма посвящена отображению революционной эпохи, времени противопоставления старого и нового режимов, то логично предположить, что одним из центральных «вечных» вопросов поэмы является борьба старого мира с новым. Причём поэт рассматривает его гораздо глубже уровня борьбы добра со злом, белого с чёрным. Безусловно, чисто внешнее сопоставление старого мира с чёрным цветом и нового с белым присутствует, но Блок не стремится поставить на чёрных клеймо абсолютного зла, а на белых — абсолютного добра. Он пытается констатировать факт, что старое общество отмирает, оно уже не имеет прочного основания, так как представители его не способны что-либо изменить. Старушки, буржуи, писатели-витии, попы, барыни в каракуле, гулящие женщины, бродяги — вот, что осталось от «Святой Руси». Это уже даже и не «зло», а его слабый отголосок, с которым легко может справится новое общество, наполненное «святой злобой» на тех, кто противостоит ему.
Так, вопрос добра и зла, нового и старого, чёрного и белого получает в поэме социальное объяснение.
В меняющихся общественных условиях изменяется в поэме и образ «Вечной Женственности», проходящий через всё творчество Блока. Изначально это образ «Прекрасной Дамы», олицетворяющий возвышенную мечту о великой и вечной любви. Это образ, окутанный «тайной», потусторонний образ. На смену ему приходит «потусторонняя» женщина, земная, даже падшая, но не теряющая для Блока прелести и всё также окутанная тайной. В поэме «Двенадцать» эти два образа потусторонней и посюсторонней Женственности находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности — «белом венчике из роз». Катька умирает, а это ознаменовывает собой определённое решение вопроса «Вечной Женственности» Блоком. Он с помощью символа «венчика из роз» утверждает, что в конце всего останется только высший, потусторонний идеал.
С любовной темой связан также «вечный» вопрос греха и покаяния. Образы Катьки и Ваньки являются как бы искусителями Петрухи, идущего к светлой цели — осуществлять революцию. В конечном счёте, поддавшись искушению, он убивает Катьку, свою возлюбленную, тем самым освобождаясь от искушения и снова вставая в ряды своих товарищей-красноармейцев. Получается, что избавится от искушения можно, только поддавшись ему? Да, так бы был решён вопрос, если бы в поэме не было Иисуса Христа — символа будущего, оправдывающего настоящее. Именно этот образ подсказывает Петрухе, следующему вместе с товарищами за Ним, раскаяться в совершенном преступлении, чтобы войти в будущее очищенным от греха. Примечательно то, что видимый для нас образ Христа не видим для красноармейцев, идущих за ним, потому что их эпоха — это эпоха разрушения всех традиций и веры в Бога. Именно поэтому, кроме Петрухи, осознавшего свой грех, никто не чувствует себя виновным в смерти Катьки. На примере Петрухи Блок показывает, что внутри каждого человека есть божественная частичка, которая помогает ему изменить себя. Так разрешает Блок проблему становления нравственной личности.
В своей поэме Блок затрагивает и ещё один «вечный» вопрос, ответ на который пытаются дать до сих пор многие учёные в разных областях знаний. Это вопрос о сущности божества, возникающий в финале поэмы с появлением образа Иисуса Христа.
Для Блока это не конкретная личность из плоти и крови. Это высшая духовная сила, несущая в себе Абсолютную истину и Высшую справедливость. Это сила, способствовавшая внутреннему перерождению Петрухи. Это идеал будущего, к которому стремятся герои поэмы — двенадцать каторжников, по сути. Это символ Высшего милосердия по отношению ко всем людям, что ярко проявляется в том, что Иисус ведёт за собой именно людей «без креста», не узнавших его и стрелявших в него. Для Блока Иисус — это нравственный эталон человеческого бытия, заключённый в великом и всепобеждающем чувстве любви.
Христос в понимании поэта — это также символ «Вечной Женственности» с её «нежной поступью надвьюжной», символ богатства и артистизма человеческой натуры. Одним словом, поэт в этом божественном образе запечатлевает все свои представления об идеале человеческих стремлений.
Итак, поразмышляв над «вечными» вопросами, освящёнными Блоком в «Двенадцати», действительно убеждаешься в том, что эта поэма — своеобразный итог его творчества, так как в ней поэт обобщает множество философских решений тех или иных проблем, занимающих важное место в его поэзии.
Другие сочинения по этому произведению
"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".) "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы