Двенадцать

Александр Александрович Блок


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
127 сочинений

«"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".)»

Сочинение

К.Чуковский в статье "Александр Блок как человек и поэт" вспоминает интересный эпизод: "Гумилев сказал, что конец поэмы "Двенадцать" (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект. Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь: "Мне тоже не нравится конец "Двенадцати". Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос".
Поэма "Двенадцать" была создана после долгих размышлений поэта о судьбах родины, отразившихся во всем его творчестве, пронизанном ощущением неминуемой катастрофы. В поэме четко ощущаются два плана: один — конкретный, реальный, вытекающий из непосредственной сути изображенных событий, другой — скрытый, условно-символический, вытекающий из общего восприятия революции как "мирового пожара".
Мотив движения — главный мотив и ритмико-интонационной, и содержательной структуры "Двенадцати". Носителями его становятся герои поэмы, выступающие одновременно и как революционный дозор, и как апостолы нового мира. Ассоциация с этими библейскими персонажами возникает благодаря не случайно выбранному числу — двенадцать, хотя поэт нисколько не идеализирует своих героев: "В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз". Эти люди, идущие по завьюженному революционному Петербургу, не остановятся перед кровью и убийством. Революция, по мысли Блока, выплеснула на авансцену истории массу - носительницу стихийных сил, которая становится движущей силой мирового исторического процесса. Даже двенадцать красноармейцев ощущают себя песчинками того мирового вихря, размах И силу которого чувствуют представители враждебного революции мира: "писатель, вития", "барыни в каракуле", "невеселый товарищ поп".
С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:
Гуляет ветер, порхает снег,
Идут двенадцать человек.
Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои — представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к "верхам". "Святая злоба" владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход? "Идут без имени святого все двенадцать вдаль". И их незримый враг вовсе не нищий пес голодный (символ старого мира), ковыляющий позади. От него, от голодного пса — старого мира — красногвардейцы только отмахиваются. Их беспокойство и тревога вызваны кем-то другим, кто все мелькает впереди, прячется и машет красным флагом.
— Кто там машет красным флагом?
— Приглядись-ка, эка тьма!

•Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома?

Духовно слепым "двенадцати" не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом "товарищ" и вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, пюбовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то "черное", что несет с собой революция, есть в ней и "белая" правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.
Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев. Открывается поэма строками:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!
Черное небо и белый снег — символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет но вые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция — это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В поэме "Двенадцать" дана беспристрастная оценка совершающихся событий, Блок-символист соседствует здесь с Блоком-реалистом. Красный цвет тревоги, бунта периодически появляется на страницах поэмы ("В очи бьется красный флаг"). Цветовая гамма почти исчерпывается этими тремя цветами, символизирующими главные стороны жизни революционного Петрограда.
Действия и чувства героев контрастны, они мгновенно переходят от любви к "черной злобе", от убийства к отчаянию; услышав оправдание "нынешним временем", Петруха тут же "опять повеселел" и готов на грабежи.
Народная стихия пронизывает поэму, расширяя "личный" план повествования и углубляя "общественный". Центральный кульминационный эпизод поэмы — убийство Катьки — является вершиной драматических страданий Петрухи — одного из "двенадцати", который в отличие от своих товарищей никак не может подавить своих чувств: то бешеной ревности к неверной Катьке, то глубокого отчаяния и любви к ней, то мрачного приступа тоски от всего окружающего.
Казалось бы, какое историческое значение могут иметь переживания самого обычного, далеко не идеального человека? Но в этом и сказалась гениальная прозорливость Блока. Он, сосредоточив внимание на интимно-личных переживаниях человека, раскрыл их социальную и общественную значимость. Поэт сумел уловить зарождение опасной тенденции подавления ради идеи всего личного, которая впоследствии приведет к нравственной деформации общества.
Идейный смысл поэмы не исчерпывается художественным изображением конфликта старого и нового миров. Для этого было бы достаточно образов буржуя и голодного пса. Конфликт поэмы скрыт глубже — в душе бандитов-красногвардейцев, идущих "без имени святого", которым "ничего не надо, ничего не жаль". Будучи призваны следить за порядком, они готовы стрелять в любого не глядя, не раздумывая-, ожидая, что "вот проснется лютый враг"...

Другие сочинения по этому произведению


"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) «Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать») «Дети страшных лет России» И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать») «Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать») Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция») Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”) Анализ поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»? Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,) Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать" Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать". Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Поэма Блока «Двенадцать» Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать” Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать». Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать») Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать») Сочинение по поэме Блока «Двенадцать» Почему Христос? (по поэме «Двенадцать») Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать» История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Тема революции в поэме Блока “12” Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Революция в поэме Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать” Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План) Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать» ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ". Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать» Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать» Двенадцать – символическое обозначение массы Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать". Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать». Позиция автора в поэме «Двенадцать» «Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать» Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Восприятие революции в поэме «Двенадцать» Понимание Блоком Октябрьской революции Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать» Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать» Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать» Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать») Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать») Лирический герой А. А. Блока Душа парила ввысь и там звезду нашла Прием контраста в поэме 12 Блока «Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция) Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать» Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать») Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать» Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать» Личные трагедии в поэме «Двенадцать» Человек в революции Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.) Тема революции в поэме «Двенадцать» Революция и старый мир в поэме «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) «Двенадцать» Блок - Александр Блок и революция Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» “…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.) Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композиции Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать» «Двенадцать» Блок - Значение символических образов Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант) Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант) Человек в революции: рождение или гибель Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План) Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» В чем смысл названия поэмы А.А.Блока "Двенадцать"? КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» Поэма «Двенадцать» Блока Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать” «Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать») «Двенадцать» Блок - Библейские аллюзии Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать» Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать» Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение) Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать») Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".