«Позиция автора в поэме «Двенадцать»»
Сочинение
Поэма предельно четко высветила политическую позицию автора. Однако процесс создания поэмы был сложен, и Блок, хотя и слышал «гул» и «музыку» революции и вокруг и в самом себе, не всегда умел разобраться в водовороте событий, но уже не мог откладывать «переплавку» политики и истории в поэтическую ткань. Мысли о революции, с которыми Блок вступал в поэму, сформулированы в его статье «Интеллигенция и революция»: «Почему дырявят древний собор? Потому, что сто лет, здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему валят столетние парки?- Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку - образованностью…». Эти мысли Блока проливают свет на его оценку и восприятие стихии взбунтовавшихся масс. Поэт не только с восторгом принимал революционный пафос народа («Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем»), но понимал и даже видел некую необходимость анархического «возмездия» в действиях «гуляющей голытьбы». Драма Катьки и Петрухи составляет один из главных конфликтов в социально-историческом содержании поэмы. При анализе поэмы обратим особое внимание десятиклассников на новое решение характерной для Блока интимной истории простого человека, один из вариантов которой дан им в стихотворении «На железной дороге». Тема трагической любви лирических персонажей «Двенадцати», тема «преступления» нечаянного убийцы сплетены в поэме с ненавистью и мщением угнетателям, старому миру. Мотив интимный - ревности и любовной измены переплетается с социальным - местью за предательство общего дела. Ведь и Ванька «был наш, теперь солдат». Революционный вихрь усиливает драматизм события. Судьба Катьки переплетается с историей двенадцати - она полноправная блоковская героиня. Исследователи поэмы отмечали, что этот образ при всей жизненности, реалистичности свидетельствует об удивительном видении поэтом света и красоты: * Запрокинулась лицом, * Зубки блещут жемчугом… * Ах ты, Катя, моя Катя, * Толстоморденькая… Блока это видение поразило своей неизбывной жизненной силой, наивностью, чистотой… Отвергая неудачный, с его точки зрения, рисунок героини, он писал художнику Ю. П. Анненкову, первому иллюстратору «Двенадцати»: «Катька - здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая, добрая - здорово ругается, проливает слезы над романами, отчаянно целуется… (здоровая и чистая, даже - до детскости)». И вместе с тем она органически «дочь России», и если ее не назовешь «дитя Революции», то уж, по крайней мере, она «прямое» порождение вихревой революционной стихии. Как же возник конфликт Петрухи и Катьки и какие социальные мотивы он должен выразить? Если Читатели это поймут, многое для них прояснится в восприятии стихии революции у Блока. При определенном социально-духовном родстве с двенадцатью Катька воплощает иные стороны разбушевавшейся стихии («С юнкерьем гулять ходила- с солдатьем теперь пошла?»). Эти социальные слои враждебны тем силам, которые «вдаль ведут» двенадцать, и Ванька с ними теперь. Собственно, в трагическом конце, невольной гибели Катьки, в том, что «загубил сгоряча», есть железная логика революционных ритмов, единственный выход для глубоко страдающего Петрухи. И об этом напоминают ему товарищи: * Не такое нынче время, * Чтобы няньчиться с тобой! * Потяжеле будет бремя * Нам, товарищ дорогой! Слова сурового утешения и дружеского упрека не в силах утешить Петьку. Эта картина полна динамизма, стремительно нарастающих событий, пронизана острой непосредственной болью от невозвратной потери, гибели полного сил и близкого человека. В интонации человеческой скорби предугадывается поэтом страшная неизбежность жертв в борьбе, ожидающей красногвардейцев на их сложном пути в будущее. Читатели приходят к мысли, что в трагической гибели Катьки от случайной пули Петрухи есть своя социальная и нравственная закономерность. Смерть героини становится для героев великой проверкой способности пройти и через это испытание, знаменует освобождение красногвардейцев и от подстерегающей их измены старого мира, и от последнего влияния анархически необузданной стихии. Не случайно именно в те минуты, когда надо найти великие силы и преодолеть трагедию, переступить через эту потерю, через эту любовь, возникает в поэме мотив революционной сознательностию Борьба с необузданной стихией возвышала, очищала, воспитывала массы, поднимала их до новой «святости», как понимал ее Блок («Идут без имени святого»). И здесь поэту, несмотря на его противоречия, удалось воспроизвести трудноуловимую духовную правду эпохи. В поэме Петруху трудно отделить от его товарищей - они идут «все двенадцать вдаль». Но его личная тема и личная драма чрезвычайно важны для поэта: недаром вся VII глава-диалог Петрухи с товарищами, а VIII-его Трагический, надрывный монолог. Перечитав в классе эти строки, отметим, что конец этого монолога-страшный вопль «души человеческой». Читатели подводятся к выводу, что процесс рождения социалистической личности, ее разрыв с прошлым исполнены драматизма. «Скучно!» в этом коротком стихе-вопле сконцентрирован весь многозначительный итог трагедии. Таким образом, и здесь в центр поэмы поставлена личность, судьба простого человека.
Другие сочинения по этому произведению
"...Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа". (Поэма А.А.Блока "Двенадцать".)
"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".)
«Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать»)
«Дети страшных лет России»
И идут без имени святого (по поэме «Двенадцать»)
«Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать»)
Старый мир" в поэме А. А. Блока "Двенадцать
Александр Блок и Революция (на примере поэмы «Двенадцать» и статьи «Интеллигенция и Революция»)
Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)
Анализ поэмы «Двенадцать»
Анализ поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»
Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»
Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»
В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»?
Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А. Блок. «Двенадцать»,)
Идейно-художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»
Изображение революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать» обнаруживается сломленность старого мира
Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»?
Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»?
Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
Образ революционной эпохи в поэме А.Блока "Двенадцать"
Образ Христа и загадка финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать".
Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать»
Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Поэма Блока «Двенадцать»
Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Прием контраста в поэме А. А. Блока "Двенадцать"
Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока “Двенадцать”
Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать"
Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать».
Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
Символика и её роль в поэме А. Блока «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»
Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать».
Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать”
Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать»
Христианская символика поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать»)
Что услышал А. Блок в «музыке революции»? (по поэме «Двенадцать»)
Сочинение по поэме Блока «Двенадцать»
Почему Христос? (по поэме «Двенадцать»)
Смысл финала поэмы А. Блока «Двенадцать»
История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока
Тема революции в поэме Блока “12”
Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать»
Революция в поэме Блока «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме “Двенадцать”
Поэма «Двенадцать» - гимн революции или осуждение «свободы без креста»? (План)
Тема революции и ее воплощение в поэме А.Блока «Двенадцать»
ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ В ПОЭМЕ А.А.БЛОКА "ДВЕНАДЦАТЬ".
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)
Художественный разбор стихотворения Блок А. А. «Двенадцать»
Христианские мотивы в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Образец сочинения – Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»
«Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать»
Двенадцать – символическое обозначение массы
Вечные" вопросы и их решение в поэме А.А. Блока "Двенадцать
Особенности изображения двух миров в поэме А.Блока «Двенадцать».
Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать".
Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать».
«Новый» мир в поэме Блока «Двенадцать»
Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать»
Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Восприятие революции в поэме «Двенадцать»
Понимание Блоком Октябрьской революции
Особенности изображения двух миров в поэме А. Блока «Двенадцать»
Главная драматическая линия в поэме «Двенадцать»
Цветовая символика поэмы А. Блока «Двенадцать»
Законы истории в поэтическом наследии А. А. Блока (На примере поэмы «Двенадцать»)
Раздумья о судьбах Родины (по поэме Блока «Двенадцать»)
Лирический герой А. А. Блока
Душа парила ввысь и там звезду нашла
Прием контраста в поэме 12 Блока
«Черная злоба, святая злоба» (А. Блок и революция)
Ритмико музыкальный анализ поэмы «Двенадцать»
Чтобы отвести беду (по поэме А. Блока «Двенадцать»)
Композиция поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
Отношение Ахматовой к лирической поэме «Двенадцать»
Тема святости и греха в поэме Блока «Двенадцать»
Личные трагедии в поэме «Двенадцать»
Человек в революции
Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать»
Что услышал Блок в <музыке революции>? (По поэме <Двенадцать>.)
Тема революции в поэме «Двенадцать»
Революция и старый мир в поэме «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)
«Двенадцать» Блок - Александр Блок и революция
Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»
“…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа”. (Поэма А. А.Блока “Двенадцать”.)
Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать». Ее герои своеобразие композиции
Взаимоотношение человека и стихии в поэме А. А. Блока “Двенадцать”
Смысловые и ритмические контрасты поэмы Александра Блока «Двенадцать»
«Двенадцать» Блок - Значение символических образов
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)
Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Первый вариант)
Человек в революции: рождение или гибель
Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию (План)
Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Двенадцать» А. А. Блока
Художественные особенности поэмы «Двенадцать» А. А. Блока
Двойственная сторона революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
В чем смысл названия поэмы А.А.Блока "Двенадцать"?
КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
Поэма «Двенадцать» Блока
Символические образы и их смысл в поэме Блока “Двенадцать”
«Раздастся мерный шаг…»(По поэме А. Блока «Двенадцать»)
«Двенадцать» Блок - Библейские аллюзии
Музыка революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать»
Анализ поэмы Блока А.А. «Двенадцать»
Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (План-сочинение)
Воспел или «отпел» пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме «Двенадцать»)
Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока "Двенадцать".