Поединок

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
60 сочинения

«Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна)»

Сочинение

Повесть «Поединок» (1905) считается одним из лучших произведений А. И. Куприна. В ней писатель размышляет над очень серьезной проблемой — всеобщего социального неблагополучия, отражением которого является, в частности, состояние дел в российской армии. В чем причины этой беды, где ее истоки, как можно изменить ситуацию и возможно ли это вообще — над этими и другими вопросами размышляет сам Куприн и призывает к этому своих читателей.

Предметом изображения в «Поединке» является российская армейская действительность начала 20 века. В нее «окунается» молодой герой повести — офицер Георгий Ромашов. Интересно, что сам писатель называл Ромашова своим двойником, а повесть является во многом автобиографическим произведением.

Попав в армию, герой почти сразу же он разочаровывается в том, что каждый день видит вокруг себя, утрачивает свои романтические иллюзии относительно «высоких» целей военной службы.

Глазами своего героя Куприн показал ужасающее состояние бесправной солдатской и опустившейся офицерской массы. По своим человеческим качествам почти каждый офицер, с которым сталкивается Ромашов, наделен минимумом «добрых» чувств. Но эти «добрые» чувства перемешаны с жестокостью, грубостью, равнодушием, они до неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками.

Ромашов — «естественный человек», он инстинктивно сопротивляется несправедливости, но его протест слаб. Мечты и планы легко рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны. Ромашов мучается смутными, не до конца неосознанными им сомнениями и тревогами, но до определенного момента он не решается на «крамольную» мысль о чудовищности системы, которая его окружает. Однако после встречи с солдатом Хлебниковым, «униженным и оскорбленным», в сознании Ромашова наступает перелом.

Героя потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то «доказать» окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, и именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого народа.

В «Поединке» Куприн продолжает традиции психологического анализа Л. Н. Толстого: в произведении слышится, помимо протестующего голоса самого героя, увидевшего несправедливость жестокой и тупой жизни, и обличительный авторский голос (монологи Назанского). Этот герой в произведении является носителем социальной этики. Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие «светозарной жизни», предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать непосредственность и красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни. Единственным спасением от нравственной гибели является для индивидуалиста Назанского и для Ромашова бегство от всяких общественных связей и обязательств.

В «Поединке» писатель показывает, что офицерство, независимо своих личных качеств, — всего лишь послушное орудие бесчеловечно категорических уставных условностей. Кастовые законы армейского бытия, осложненные материальной скудостью и провинциальной духовной нищетой, формируют страшный тип русского офицера. На людей с тонкой душевной организацией, вроде Ромашова, служба производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью.

Постепенно герой от отрицания армейских обрядов приходит к отрицанию войны как таковой. Отчаянное человеческое «не хочу!» должна, по мысли юного подпоручика, уничтожить варварский метод — решать споры между народами силой оружия: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам… И вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».

В произведении автор оставляет Ромашова, переживающего период «созревания души», на распутье — распутье идейном и нравственном. В финале повести поединок, который на протяжении всего сюжета вел герой (поединок с самим собой, своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью, пассивностью; поединок с обществом, подавляющим в человеке личность, мешающий пробуждению самосознания личности) превращается в убийство. Преданный так трепетно любимой им Шурочкой Николаевой, Ромашов гибнет на дуэли как раз в тот момент, когда душа его стремится к обновлению.

Почему «Поединок» заканчивается столь трагически? Поражение героя в поединке с Николаевым говорит о том, что Ромашов потерпел поражение и в других, более важных, внутренних поединках. Мне кажется, это случилось потому, что взгляд Куприна на современное положение дел в русском обществе было сугубо пессимистическим. «Чистым душам», стремящимся к гармонии, справедливости, добру, в той жизни делать было нечего — по мысли писателя, они обречены на поражение и гибель, если не физическую, то нравственную.

Другие сочинения по этому произведению


Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок» Тема офицерства в повести Куприна «Поединок» Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова Герои повести А.И. Куприна «Поединок» В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок») Основные темы творчества («Молох» «Олеся» «Поединок») Назанский в повести А. И. Куприна “Поединок” Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна "Гранатовый браслет" Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна "Поединок" Человек на плацу (по повести «Поединок») Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести Куприна «Поединок» Идейно-художественное своеобразие повести "Поединок" ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) «Муштра, одна муштра...»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» ) Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок» «Поединок» произведение политически злободневное Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты Образ народа в повести Куприна «Поединок» Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна) «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе А.И. Куприн - Поединок Поединок насилия и гуманизма (по повести Куприна “Поединок”) Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок» Автор и его герои в повести Куприна «Поединок» Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»