Поединок

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
60 сочинения

«Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои»

Сочинение

Повесть А. И. Куприна «Поединок» — одно из лучших произведений писателя. Основанное на автобиографических мотивах, оно воплотило в себе все впечатления автора от учебы в кадетском корпусе и четырех лет военной службы. Однако автобиографичны не только впечатления и настроение повести, но и ее герои. Многие критики угадывали в подпоручике Ромашове самого Куприна, в образе корпусного командира — командующего Киевским военным округом, а конфликт между Ромашовым и полковником Шульговичем близок по описанию к конфликту Куприна со своим армейским начальником.

Куприна всю жизнь мучили воспоминания о позах военной службы, о той тоске и безысходности, которые царили в армейской среде. Все это он постарался выразить в своей повести. «Поединок» — это книга об ужасающем нравственном состоянии армии того времени. Куприн без приукрашивания описывает издевательства над солдатами, беспощадную и бессмысленную муштру, опустившихся до животного уровня офицеров, у которых только один выбор — слиться или покончить с собой. Во многом широкий общественный резонанс повесть Куприна вызвала как раз этим показом неприглядного быта офицеров. В России офицерский корпус всегда считали лучшей частью общества, званием военного гордились, мальчишки с детства мечтали о погонах. И вот эта «золотая» часть общества, лучшие люди, гордость страны были показаны Куприным как спившиеся или полусумасшедшие люди. Такого в русской литературе еще не было.

Все события, происходящие в повести, показаны Куприным через призму восприятия подпоручика Ромашова, в душе которого и происходит «поединок», вынесенный автором в заглавие. Это поединок между обществом, то есть армейской средой, в которой живет герой, и его живым, человеческим «я», поединок между тем Ромашовым, которого видят и воспринимают люди, и тем, который есть на самом деле, но спрятан глубоко под военным мундиром. Ромашов безволен и не может активно противостоять миру, который его окружает, но он хотя бы не смирился, как остальные офицеры, с жизнью, полной жестокости, бездуховности и однообразия. Внешне он ничем не отличается от других: как и они, он муштрует солдат, крутит бессмысленную интрижку с женой одного из офицеров, — но в душе он протестует против всего этого, не может смириться с той судьбой, которая ему отныне суждена.

Другой главный герой «Поединка», Назанский, также когда-то протестовал против окружающей его действительности. Но он так и не смог ничего изменить ни в своей жизни, ни в своих убеждениях. Презирая ту череду пьянок, картежных игр и посещений борделей, в которую погружены все офицеры, он спивается потому, что ничего другого взамен армейской среды найти ему невозможно. Ромашова, скорее всего, ждала бы точно такая же участь.

Третья главная героиня этой повести — Шурочка — казалось бы, не имеет никакого отношения к той среде, которую так ненавидит Ромашов. Она женщина, а значит, уже по определению не может относиться к армии и к офицерам иначе, чем будучи замужем за одним из них. Однако оказывается, что Шурочка, как и военные, не ценит настоящие человеческие чувства. Для нее главное — положение в свете, деньги, известность. Ромашов разочаровывается и в ней настолько же, насколько ему стала претить служба в армии.

В этой повести Куприн делает вывод о том, что существуют только три призвания, достойных человека, — наука, искусство и свободный физический труд. Армия не может быть призванием человека, ведь там он лишен радости творчества, мысли и может лишь подчиняться тем приказам, которые ему отдает начальство.

Другие сочинения по этому произведению


Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок» Тема офицерства в повести Куприна «Поединок» Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова Герои повести А.И. Куприна «Поединок» В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок») Основные темы творчества («Молох» «Олеся» «Поединок») Назанский в повести А. И. Куприна “Поединок” Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна "Гранатовый браслет" Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна "Поединок" Человек на плацу (по повести «Поединок») Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести Куприна «Поединок» Идейно-художественное своеобразие повести "Поединок" ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) «Муштра, одна муштра...»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» ) Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок» «Поединок» произведение политически злободневное Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты Образ народа в повести Куприна «Поединок» Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна) «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе А.И. Куприн - Поединок Поединок насилия и гуманизма (по повести Куприна “Поединок”) Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок» Автор и его герои в повести Куприна «Поединок» Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»