Поединок

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
60 сочинения

«Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»»

Сочинение

«А если мое «Я» не захочет» и «Я» других людей тоже?» — так думал Ромашов о том, что могут сделать люди, которые могут не захотеть подчиняться жизни и тем, кто ею правит. В самом деле, все, казалось бы, очень просто — перестать подчиняться. Но один человек не может сделать ничего.
А что мог сделать он, Ромашов? Жить в уродливой, тупой и жестокой среде или позволить своему «Я» ска­зать «нет», — пусть даже ценой собственной жизни?
По сути дела, Ромашов — человек, никому не инте­ресный и никому не нужный; он живет в своем мире, насквозь пропитанном пошлостью, заметной только ему. В отличие от других персонажей Куприна, Ромашов не идеализирован, и не все его черты однозначно при­влекательны и приятны. Он просто слабый человек, не удовлетворенный средой, в которой вынужден жить. Он глубоко недоволен собой, но не может найти никакого выхода из сложившегося положения — ни покончить с собой, ни изменить образ жизни, ни заняться чем-то другим.
К нему — трогательному, смешному, нелепому — чи­татель начинает испытывать жалость, но и только. Это не герой, это просто страдающая личность, унаследо­вавшая от романтизма только стремление жить другой жизнью; в то же время его возлюбленная Шурочка — реальная, земная женщина, в которой нет исключитель­но ничего, что можно бы было назвать идеальным, пре­красным, восхитительным, романтичным.
В романе нет ни одного идеального или просто по­ложительного героя, все они, так или иначе, публика ходульная, неестественная, наигранная, даже фальши­вая. Автор не дает читателю возможности полюбить ни одного героя, он попросту срывает с них маски кажуще­гося величия и очарования, т. е. все покровы, чтобы показать, насколько все они непривлекательны.
Позерство Ромашова, хотя ему самому оно, возмож­но, и кажется романтическим, совершенно неуместно и глупо перед дуэлью; ею мечты раздражают каждого мыслящего человека, потому что, кроме душевной сла­бости, они не содержат в себе ничего. Это актер, через которого и жизнь, и смерть проходят, словно через ве­ялку, оставляя только шелуху, от которой некуда деваться.
Образ Шурочки тоже не может вызвать у читателей того восторга, который обычно вызывают положительные романтические героини: сначала она кажется про­сто идеальной, но вскоре тонкий слой позолоты тает, обнажая ее истинное лицо, ее подлинную природу и натуру
Да, Шурочка не глупа, она даже умна, но в то же вре­мя она жестока и расчетлива и действует исключитель­но в соответствии с собственными соображениями, под­час не задумываясь о том, кто и как воспримет ее пове­дение. Она похожа на морскую сирену, которая сначала привлекает своим прекрасным пением, потом просит подержать зеркальце и расческу, а потом... Молчит не­подвижная водная гладь, не дает ответов, и, безуслов­но, страшна ее тайна. Не этой ли пропасти боялся Ро­машов, предчувствуя свою смерть?
Ромашов не столько борется с окружающей его ту­пой и жестокой жизнью, сколько защищается от нее. А как, в самом деле, можно и бороться, и защищаться од­новременно? Ромашов слаб, он неизмеримо слабее, чем думает сам. По, когда он У погибает, становится ясно, что это не он проиграл в борьбе с жизнью. А жизнь, прохо­дя мимо, раздавила его и пошла дальше, даже не заме­тив, что это там попало под ее пресс. Увы, она оказа­лась далеко не такой, какой ее видел Ромашов, она на самом деле — пошлая, грубая, тупая, жестокая, но жи­вая, в то время как Ромашов уже мертв.
Так, по замыслу автора, осуществилась великая прав­да жизни, заключающаяся в борьбе за право жить. По­тому что жизнь, какой бы порочной и жестокой она ни была, никогда не прощает человеку слабости и мстит за малейшее проявление малодушия.

Другие сочинения по этому произведению


Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок» Тема офицерства в повести Куприна «Поединок» Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова Герои повести А.И. Куприна «Поединок» В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок») Основные темы творчества («Молох» «Олеся» «Поединок») Назанский в повести А. И. Куприна “Поединок” Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна "Гранатовый браслет" Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна "Поединок" Человек на плацу (по повести «Поединок») Изображение армейской среды в повести Куприна «Поединок» Идейно-художественное своеобразие повести "Поединок" ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) «Муштра, одна муштра...»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» ) Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок» «Поединок» произведение политически злободневное Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты Образ народа в повести Куприна «Поединок» Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна) «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе А.И. Куприн - Поединок Поединок насилия и гуманизма (по повести Куприна “Поединок”) Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок» Автор и его герои в повести Куприна «Поединок» Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»