Идиот

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).»

Сочинение

Скандальная сцена на дне рождения Настасьи Филипповны — одна из самых поразительных и запоминающихся у Достоевского. В этой сцене в полной мере раскрывается удивительный, не имеющий аналогов ни в одном другом произведении, женский образ.

Композиционно сцена является кульминацией и развязкой конфликта, завязавшегося в первых главах романа. Афанасий Иванович Тоцкий, чьей «наложницей», как она сама себя называет, была Настасья Филипповна, собрался жениться на одной очень богатой и знатной особе. Но для этого решил избавиться от Барашковой, выдав ее замуж. Так как женщину с подобной репутацией никто не соглашался брать, Тоцкий предложил Гавриле Ардалионовичу грязную сделку, на которую последний согласился. В итоге он сватается к Настасье Филипповне. Но Рогожин, безумно влюбленный в Настасью Филипповну, устраивает в доме Иволгиных скандал, на котором обещает «купить» Ганьку за три целковых, а Настасье Филипповне предлагает сто тысяч за отказ выйти замуж за Иволгина.

Действие эпизода происходит в петербургской квартире Настасьи Филипповны, где на ее день рождения собралась небольшая компания: Тоцкий, генерал Епанчин, Фердыщенко, Ганя, Дарья Алексеевна, старичок-учитель и другие. Позже к гостям присоединяется князь Мышкин. Утром этого же дня Ганя дал пощечину князю, пытавшемуся вступиться за сестру Гани Варвару. Ситуация, в которой находятся все герои, очень напряженная. Пытаясь сохранить внешнее спокойствие и чинность, должную для высшего общества, внутри каждого героя бушует буря. Несколько раз на протяжении предыдущих двух сцен Настасья Филипповна предупреждает, что сегодня произойдет «развязка». Развязка — главное слово эпизода.

Сцена развязки начинается еще в 14 главе, когда Настасья Филипповна отказывается выйти замуж за Ганю. В главе пятнадцатой появляется Рогожин: он принес Настасье Филипповне сто тысяч. Князь Мышкин предлагает Барашковой выйти за нее замуж, но она отказывается, так как не хочет погубить «этакого-то младенца».

Вся сцена происходит на высочайшем эмоциональном накале. В эпизоде практически нет слов автора. Лишь реплики героев, которые характеризуются отрывистостью. Это почти выкрики. После каждого предложения стоит восклицательный знак. Центр притяжения сцены — образ Настасьи Филипповны. Для нее ситуация уже давно зашла в тупик. Отказавшись выйти за князя, она соглашается ехать за деньги с Рогожиным, но все ее поведение указывает на то, что решение такое было принято в крайнем отчаянии. Настасья Филипповна устраивает настоящий скандал и раскрывает все карты. Она обвиняет Афанасия Ивановича при всем обществе: «…месяца по два гостил в году, опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет…». Настасья Филипповна открыто бросает вызов обществу: «А теперь я гулять хочу, я ведь уличная… Смотри, князь, твоя невеста деньги взяла, потому что она распутная, а ты ее брать хотел… Мои деньги! Я их за ночь у Рогожина взяла!"

Настасья Филипповна берет у Рогожина деньги и бросает их в огонь. Ее условие: если Ганя достанет пачку из огня голыми руками, то заберет все сто тысяч. На самом деле в этой сцене героиня вызывает на своеобразный поединок не только Ганю, но и все общество. Фердыщенко умаляет позволить зубами выхватить одну лишь тысячу, Лебедев обещает влезть в камин с головой. Всюду крики, охи, стоны. Никто не остается равнодушным к горящим деньгам. Как только пачка вспыхнула в камине, «все ахнули». И только Мышкин и Рогожин ведут себя по-другому. Мышкин «наблюдал грустно и молча», а Рогожин «весь обратился в один неподвижный взгляд. Он оторваться не мог от Настасьи Филипповны, он упивался, он был на седьмом небе»: «Вот это так королева… вот это так по-нашему…кто из вас, мазурики, такую штуку сделает, а?"

Гаврила Ардалионович «не мог отвести глаз от огня, от затлевшейся пачки», но он все-таки сдержался от унижения броситься в огонь. От нервного перенапряжения Ганя упал в обморок, и пачка денег, которую не успел затронуть огонь, по велению Настасьи Филипповны, была отдана ему.

Вся сцена сожжения денег символична. По сути, в ней опредмечиваются все нематериальные ценности: брак, любовь, свобода. Патологичность этой сцены задается Достоевским при помощи парадокса: он берет человеческие ценности и переводит их в логику рынка. Настасья Филипповна на этом рынке является основным товаром: она заперта в треугольнике купли-продажи, который составляют Тоцкий, Епанчин и Ганя. Так как Ганя — самое слабое звено в этой цепи, именно поэтому Настасья Филипповна выбрала его в качестве жертвы. Другой возможности вырваться из плена не представлялось.

Хотя было и еще две альтернативы: князь Мышкин и Рогожин. Второй вовлекал ее все в тот же рынок, но предлагал ей и еще один способ оплаты, кроме денег — свою безумную любовь. Впрочем, отношения с Рогожиным Настасья Филипповна всегда воспринимала только с «рыночной» стороны. Отказ Настасьи Филипповны от, казалось бы, блестящего разрешения ситуации — выхода замуж за Мышкина, который к тому же стал богатым, получив неожиданное наследство, — единственный вариант для героини. Погубить невинную душу, заставить ее страдать — невозможно для Настасьи Филипповны.

Большое значение в сцене имеет образ огня. Это огонь очищения и освобождения Настасьи Филипповны. Бросив в огонь деньги и уйдя с Рогожиным просто так, героиня провозгласила свою свободу совершать поступки, которые кому-то могут показаться безумными. Кроме того, это и месть. Месть Гане и всему обществу, которое вовлекло ее в свой «рынок», заставило стать «продажною». Неслучайно в конце главы Птицын рассказывает Тоцкому притчу о японцах: «Обиженный там будто бы идет к обидчику и говорит ему: «Ты меня обидел, за это я пришел распороть в твоих глазах свой живот», и с этими словами действительно распарывает в глазах обидчика свой живот и чувствует, должно быть, чрезвычайное удовлетворение, точно и в самом деле отомстил».

Настасья Филипповна и в самом деле погубила себя для всего общества, и поэтому огонь в сцене может еще носить символику жертвенности. Героиня попыталась разорвать порочный круг «продажных отношений» и принесла в жертву этому свою репутацию и доброе имя. Но, к сожалению, круг разорван не был, ведь человеческая природа не меняется в одну минуту.

Другие сочинения по этому произведению


Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна — "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сочинение по роману Достоевского «Идиот» Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе «Идиот» Полифония и композиция романа «Идиот» Утопический идеал в романах Достоевского «Некоторые последствия нигилизма» Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот» Роман о “положительно-прекрасном” человеке «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Идиот Страсти и пороки в романе Достоевского "Идиот" Жажда красоты и идеала (по роману "Идиот") Трагичная любовь князя Мышкина Несостоятельность Ставрогина в романе «Идиот» Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот» Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот» Этический идеал автора и его героя Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот» «Положительно прекрасный человек» Трагедия индивидуализма в романе «Идиот» Главная цель и смысл романа Достоевского «Идиот» В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского "Идиот" Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа "Идиот") Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот» Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот») Предыстория князя Мышкина В романе «Идиот» (1868) два главных лица Князь Мышкин — новый Христос Роман о "положительно прекрасном" Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Рогожин - характеристика литературного героя Обзор романа Достоевского «Идиот» Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»