Идиот
Фёдор Михайлович Достоевский
Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Обзор романа Достоевского «Идиот»»
Сочинение
Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот».
Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867—1868 гг. тоскующим по родине писателем.
Две редакции:
1-я — князь-бунтарь.
2-я — «тихие» черти.
Почему Достоевский меняет характер главного героя? — Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». В герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.
Черты Дон Кихота:
Смешной, невпопад действующий рыцарь.
Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет. Черты Иисуса Христа:
Внешность, поведение (не от мира сего).
Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).
Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.
Лишен плотского начала.
Произносит проповеди.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость.)
2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается во зло В этом мире.)
3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец» (Евангелие от Иоанна). — Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)
4. Как происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; внешность; Подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» — Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея.)
Дон Кихот → мир → его высмеяли
Иисус Христос → мир → его распяли
Князь Мышкин → мир → сходит с ума
5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен — невозможность Милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие.)
6. Так что же князь — жертва этого мира? (Нет, это суть его натуры — человеколюбие.)
7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» — Настасья Филипповна; «Я с человеком прощусь» — Ипполит?
Вывод. Главные проблемы романа — это:
Борьба добра со злом: в жизни, во внутренней природе человека.
Сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности.
Эгоизм и самопожертвование.
Жизненное призвание человека.
Страдание и протест.
В романе изображены «все глубины души человеческой».
Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867—1868 гг. тоскующим по родине писателем.
Две редакции:
1-я — князь-бунтарь.
2-я — «тихие» черти.
Почему Достоевский меняет характер главного героя? — Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». В герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.
Черты Дон Кихота:
Смешной, невпопад действующий рыцарь.
Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет. Черты Иисуса Христа:
Внешность, поведение (не от мира сего).
Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).
Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.
Лишен плотского начала.
Произносит проповеди.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость.)
2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается во зло В этом мире.)
3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец» (Евангелие от Иоанна). — Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)
4. Как происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; внешность; Подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» — Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея.)
Дон Кихот → мир → его высмеяли
Иисус Христос → мир → его распяли
Князь Мышкин → мир → сходит с ума
5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен — невозможность Милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие.)
6. Так что же князь — жертва этого мира? (Нет, это суть его натуры — человеколюбие.)
7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» — Настасья Филипповна; «Я с человеком прощусь» — Ипполит?
Вывод. Главные проблемы романа — это:
Борьба добра со злом: в жизни, во внутренней природе человека.
Сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности.
Эгоизм и самопожертвование.
Жизненное призвание человека.
Страдание и протест.
В романе изображены «все глубины души человеческой».
Другие сочинения по этому произведению
Быть сильным — значит помогать слабому (по романам