Идиот

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот»)»

Сочинение

Петербург… Этот город — один из красивейших городов мира, культурная столица не только России, но и всей Европы. Не одно поколение людей восхищалось этим городом, воспевало его, стремилось жить там.

Известно, что Санкт-Петербург строился Петром I именно как столица великой державы. Строился этот город с великим трудом, потом и кровью, ценою жизни многих тысяч людей. Именно поэтому существует и кардинально другой взгляд на Петербург — как на город мистический, обладающий зловещий аурой, разрушающий людей.

Такого взгляда придерживался, например, Ф. М. Достоевский. В своих романах он показывал Петербург разрушения и унижения, город, убивающий личность, разрушающий психику и самооценку человека. Так, в романе «Идиот» писатель изображает множество петербуржцев, их характеры и судьбы. Остановимся на двух главных личностях романа — князе Мышкине и Настасье Филлиповне Барашкиной.

Это два совершенно разных человека, сыгравших в жизни друг друга очень важную роль. Отношения их необычайно сложны и противоречивы.

Князь Мышкин рос и воспитывался не в Петербурге. Детство он провел в деревне. Страдая нервной болезнью, Мышкин четыре года прожил в швейцарском санатории. Он доверчив, лишен себялюбия, необидчив, бескорыстен, кроток и целомудрен. Мышкин также наивен и предельно искренен.

При этом он очень мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями. Благодаря своей болезни герой постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле, в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых.

Но в Петербурге, городе зла, лицемерия и корысти, Мышкина ждет глубокое разочарование и крах: гибнет Настасья Филипповна из-за дикой ревности Рогожина, унижена и разбита жизнь Аглаи — всех тех, кто наиболее тесно связан с Мышкиным. Вольно или невольно Достоевский показал бессилие христианского непротивления и всепрощения (в образе Мышкина) злу (в образе Настасьи Филипповны, живущей по законам безнравственного общества Петербурга, хотя и не по своей воле), неустрашимость социальной несправедливости и человеческих страданий путём проповеди смирения и нравственного самоусовершенствования.

Настасья Филипповна — это образ гордой, благородной, страдающей женщины, жертвы лицемерия и бесчеловечности окружающего мира. Она обладает замечательной красотой, физической и духовной: «с такой красотой можно мир перевернуть». И, вместе с тем, она глубоко несчастна, её женская честь поругана, она оскорблена морально развращённым и циничным обществом. Её красота становится предметом гнусного торга.

Образами этих двух героев Достоевский показывает, что человеку высоких нравственных идеалов не место среди «хищного, развратного общества. Если красота Настасьи Филипповна «не спасла мир», то пассивный гуманизм Мышкина здесь бессмыслен.

В романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» Петербург представлен как деятельный, стремящийся к труду и развитию город. Жизнь людей провинции удивительно размеренна, спокойна и многообразна. Все их существование сводится к завтракам, обедам и ужинам. Что же касается Петербурга, то здесь каждый день расписан по минутам.

В романе юноша Александр Адуев покидает родную деревню и приезжает в Петербург, где является к своему дяде Петру Иванычу, давно здесь живущему и делающему успешную карьеру. Младший Адуев — романтик по натуре. Он сочиняет стихи и прозу, и, в общем-то, его творчество довольно талантливо. Но Петр Адуев постоянно критикует племянника и направляет на «путь истинный». Ведь он сам прошел когда-то через «обыкновенную историю». Потому племянник ему предельно ясен: Александру суждено вырасти не в крупного поэта, но в энергичного, делающего успешную карьеру чиновника — «каков есть сам Петр Иваныч».

Александр же инстинктивно сопротивляется попыткам дяди заставить его честно посмотреть на самого себя. Неоднозначна позиция и самого дяди: на протяжении романа он не раз пытается буквально «гнать» племянника из Петербурга назад, домой. И дело тут явно не в том, что ему просто не хочется видеться с Александром. Нет! Можно почувствовать, что в глубине души, не умом, а сердцем, дядя не так уж и хочет, чтобы племянник повторил его собственную судьбу, собственную эволюцию. А умом Адуев-старший как раз положительно относится к такому будущему племянника, хотя и не очень верит, что тот выдержит.

Петр Иванович чисто инстинктивно не прочь уберечь Александра как личность от «обыкновенной истории». Иными словами, на самом дне сознания дяди притаилась горечь, ощущение которой он умело гасит в себе и отлично прячет за внешней самоуверенностью человека, всего достигшего, прочно стоящего на ногах.

Да, Петр Иванович многого достиг, но многое и утратил… Утратил человеческую природу и растерял ту систему ценностей, которая пропитывает натуру человека, те моральные и нравственные принципы, которые выглядят в столице столь наивно.

Адуев-младший полностью повторил судьбу своего дяди. В конце романа он вдобавок удачно и не без расчета женился на богатой невесте. Тем самым он лишний раз доказал, что его история — обыкновенная и типичная.

Таким образом, Гончаров и Достоевский рисуют неоднозначный образ петербуржца в своих романах. Но если Достоевский более склонен видеть дурное влияние Петербурга на человека, на его природу, нравственность, даже жизнь, то Гончаров не так прямолинеен. Он показывает, что Петербург во многом формирует человека, заставляет его быть собранным, четким, мобильным, даже успешным. Но ритм столичной жизни лишает человека теплоты, мягкости, душевности, делает его более холодным, черствым, жестким.

Другие сочинения по этому произведению


Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна — "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сочинение по роману Достоевского «Идиот» Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе «Идиот» Полифония и композиция романа «Идиот» Утопический идеал в романах Достоевского «Некоторые последствия нигилизма» Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот» Роман о “положительно-прекрасном” человеке «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Идиот Страсти и пороки в романе Достоевского "Идиот" Жажда красоты и идеала (по роману "Идиот") Трагичная любовь князя Мышкина Несостоятельность Ставрогина в романе «Идиот» Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот» Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот» Этический идеал автора и его героя Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот» «Положительно прекрасный человек» Трагедия индивидуализма в романе «Идиот» Главная цель и смысл романа Достоевского «Идиот» В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского "Идиот" Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа "Идиот") Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот» Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот») Предыстория князя Мышкина В романе «Идиот» (1868) два главных лица Князь Мышкин — новый Христос Роман о "положительно прекрасном" Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Рогожин - характеристика литературного героя Обзор романа Достоевского «Идиот» Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»