Идиот

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот»)»

Сочинение

Федор Михайлович Достоевский принадлежит к числу великих русских писателей — реалистов XIX века. Наследие Достоевского неизменно привлекает к себе внимание специалистов различного профиля — не только литературоведов, но и философов, юристов, психологов, психиатров. В одном из писем Достоевский признавался, что его «давно уже мучила … идея изобразить вполне прекрасного человека», и тут же прибавляет: «Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно…».

В романе «Идиот» автор создаёт образ положительного героя, противостоящего жестокому и грязному миру хищников и честолюбцев, меркантильности, бесчеловечности окружающего общества.

Наивную детскость и духовное смирение Мышкина Достоевский противопоставил мечущимся в противоречиях, страдающим, «дисгармоничным» героям романа. Отзывчивость Мышкина к чужому страданию и горю, его братское отношение ко всем людям, независимо от их состояния и общественного положения, ставят героя нравственно выше окружающих людей и делают их судьёй и учителем.

Мышкин сам перенёс много страданий, психическую болезнь, одиночество, поэтому он острее воспринимает страдания других. Нравственная сила Мышкина, его душевная чистота, бескорыстие, доброта и сочувствие к чужим страданиям делают его неоспоримым авторитетом для многих «хищников», а в большей степени для измученной и потерявшей веру в людей Настасьи Филипповны. Во имя её спасения Мышкин жертвует собственным счастьем, счастьем любимой девушки. Поэтому неудивительно, что образ Настасьи Филипповны в раскрытии характерных качеств князя Мышкина играет огромную роль. Что же это была за женщина, каково её значение в судьбе главного героя?

Настасья Филипповна — это образ гордой, благородной, страдающей женщины, жертвы лицемерия и бесчеловечности окружающего мира. Она обладает замечательной красотой, физической и духовной: «с такой красотой можно мир перевернуть». И, вместе с тем, она глубоко несчастна, её женская честь поругана, она оскорблена морально развращённым и циничным обществом.

Её красота становится предметом гнусного торга. С самого детства Настасья Филипповна является жертвой развращенного эгоиста, богатого барина Тоцкого, воспитавшего для себя из маленькой девочки, поразившей его своей красотой, любовницу.

Настасья Филипповна бросает вызов буржуазно-дворянскому обществу, ничтожеству и пошлости его интересов, лицемерию и ханжеству его представителей, которые втихомолку грешат против ими же защищаемой «морали». Трагизм положения героини усугубляется тем, что она презирает и ненавидит всех этих карьеристов, циничных дельцов, которые гоняются за наслаждениями и видят в женщине лишь предмет своих неизменных вожделений. И, в то же время, Настасья Филипповна не находит выхода — она вынуждена жить по законам общества, её воспитавшего. Поэтому она мечется, мучительно переживает своё падение, переходит от презрения и ненависти к отчаянию.

В образе Настасьи Филипповны Достоевский выразил свою излюбленную идею об искажении и поругании в обществе красоты, женского достоинства, человеческой личности, враждебности этого общества всему прекрасному и благородному.

Именно поэтому очень важно рассмотреть взаимоотношения князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Это два очень разных человека, сыгравших в жизни друг друга немаловажную роль. Отношения их необычайно сложны и противоречивы. Они любят друг друга и, в то же время, мучают себя, приносят своё чувство в жертву кажущегося благополучия другого.

Но, несмотря на явное самопожертвование героя, гибнет Настасья Филипповна из-за дикой ревности Рогожина, унижена и разбита жизнь Аглаи — всех тех, кто наиболее тесно связан с Мышкиным. Вольно или невольно Достоевский показал бессилие христианского непротивления и всепрощения (в образе Мышкина) злу (в образе Настасьи Филипповны, живущей по законам безнравственного общества, хотя и не по своей воле). А также — неустрашимость социальной несправедливости и человеческих страданий путём проповеди смирения и нравственного самоусовершенствования.

Во всем облике Мышкина, при всей его внутренней мягкости и моральной чистоте, сохраняется нечто житийное, «не от мира сего». Именно в этом и заключается роль образа Настасьи Филипповны — показать несостоятельность позиции князя Мышкина. Именно поэтому он никого не спасёт и заканчивает возвратом в будущее.

Да и мог ли он спасти Настасью Филипповну? Своей нравственной чистотой он лишь оттянет безнравственность поведения девушки и наоборот. Образец Настасьи Филипповны необходим в произведении для того, чтобы выявить «слабые стороны» князя Мышкина. Ему не хватает определенной «приземленности», он многого не понимает в окружающей его действительности, поэтому лучшее, что ему остаётся, — «уйти в будущее».

Человеку высоких нравственных идеалов не место среди «хищного, развратного общества. Если красота Настасья Филипповна «не спасла мир», то пассивный гуманизм Мышкина здесь бессмыслен.

Другие сочинения по этому произведению


Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна — "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сочинение по роману Достоевского «Идиот» Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе «Идиот» Полифония и композиция романа «Идиот» Утопический идеал в романах Достоевского «Некоторые последствия нигилизма» Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот» Роман о “положительно-прекрасном” человеке «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Идиот Страсти и пороки в романе Достоевского "Идиот" Жажда красоты и идеала (по роману "Идиот") Трагичная любовь князя Мышкина Несостоятельность Ставрогина в романе «Идиот» Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот» Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот» Этический идеал автора и его героя Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот» «Положительно прекрасный человек» Трагедия индивидуализма в романе «Идиот» Главная цель и смысл романа Достоевского «Идиот» В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского "Идиот" Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа "Идиот") Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот» Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот») Предыстория князя Мышкина В романе «Идиот» (1868) два главных лица Князь Мышкин — новый Христос Роман о "положительно прекрасном" Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Рогожин - характеристика литературного героя Обзор романа Достоевского «Идиот» Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»