Идиот

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Трагедия индивидуализма в романе «Идиот»»

Сочинение


Трагедия индивидуализма переживается почти всеми персонажами романа. Обостренным чувством личности отличаются представители старого общества и новой демократической среды. Ганя Иволгин, стремящийся лишь к мещанскому благополучию и служебному продвижению, генерал Иволгин, его отец, вследствие униженного своего положения страдающий манией величия, Варвара, ущемленная унизительной для нее бедностью семьи, чиновник Лебедев, тянущийся к верхам в роли шута, душевно тонкая красавица Настасья Филипповна, ненавидящая хищников, развратников и дельцов, а также Аглая Епанчина и мать ее Елизавета Прокофьевна, отмеченные наивной детскостью и чистотой нравственного чувства, разумеется, умный Ипполит и другие уже недальновидные нигилисты. Всем им противостоит князь Мышкин - именно полным отсутствием болезненного самолюбия и тщеславия, порабощающей их гордости.

Как верно заметила Е. В. Тюхова, «объективный смысл этого противопоставления социально-исторический. Все противостоящие Мышкину воспитаны в условиях буржуазно-капиталистической действительности - благодатной почвы для расцвета индивидуалистического начала в них. Отсюда - поглощенность собой, стремление устроиться, укрепиться в жизни, достичь благополучия - у одних и желание отстоять свою личную свободу, противопоставить себя ненавистному обществу, освободиться от власти его законов у других (Настасья Филипповна, отчасти Аглая). Свобода, понимаемая как личная, индивидуальная, то есть анархическая свобода, неминуемо оказывается призрачной…».

Почти все окружающие Мышкина отличаются нравственно-психологической сложностью. Индивидуалистическая настроенность мешает им свободно отдаваться чистым и непосредственным порывам сердца. «У каждого из них, - пишет А. П. Скафтымов,- самолюбие стоит у ворот живых влечений тоскующего одинокого сердца и всякую подымающуюся вспышку любви и нежности в жадном пожаре личного соревнования превращает в злобу и ненависть. Угнетенные самолюбием, люди забывают подлинные источники жизни, закрывают живые выходы сердца».

Мышкин противостоит всем как человек, который живет непосредственными влечениями сердца, умеет любить и быть счастливым. Смысл трагической судьбы «положительно-прекрасного человека» определяется его прямым столкновением не с банкирами и ростовщиками, а с лучшими представителями господского слоя. Имеется в виду прежде всего Аглая, сумевшая понять величие Мышкина как служителя идеала. Однако при всей обостренности нравственного чувства Аглая и ее мать связаны со старым миром преувеличенным чувством личности, болезненным самолюбием, мешающим их порывам любить. Когда Аглая конфузилась и краснела, она «сердилась на себя за это». Непомерное сознание личности выражается в «дикости и стыдливости» По словам матери, она -«девка самовластная, сумасшедшая, избалованная, -полюбит, так непременно бранить вслух будет и в глаза издеваться…». Аглая любит, по стыдится любви, «у нее чувство не может выйти через запруду самолюбия» (А. П. Скафтымов).





Покоряясь внутренней красоте князя Мышкина, Аглая вместе с тем не сумела понять главного его мотива- готовности братски объединиться с каждым и перед каждым смириться. Отсутствие самолюбия в нем она расценивает отрицательно. С гневной болью она разобщением личности с народом: «Человек в этом состоянии чувствует себя плохо, тоскует, теряет источник живой жизни, не знает непосредственных ощущений и все сознает. Если б не указано было человеку в этом состоянии цели, - мне кажется, он бы сошел с ума всем человечеством».

Герои романа поднялись над первой первобытной стадией исторического развития пробудившимся чувством личности, сознанием индивидуальной свободы и самостоятельности. Но принцип самоопределения, сам по себе благотворный, приобретает у них индивидуалистический, анархический характер. Обостренное сознание личности выливается в жажду свободы для себя - именно у хозяев жизни, у других - именно оскорбленных, униженных - в непомерную гордость, тоже мешающую общению с себе подобными. Герои романа, противостоящие Мышкину, объяты индивидуализмом, тоской, живут в разладе друг с другом, в самолюбивой обособленности.

В противовес всем окружающим, относящимся к «переходному» состоянию цивилизации, князь Мышкин связан с завершающей, последней стадией исторического движения человечества, которая характеризуется возвращением человека в массу, в «непосредственность», в «естественное состояние», но с обогащенным сознанием. Не случайно Мышкин способен практически следовать заветам любви. Роман Достоевского проникнут предвосхищением будущего в духовной жизни человечества, мыслью о единой морально-целостной жизни общества, мечтой о подлинно гуманных формах общения между людьми.

Салтыков-Щедрин так писал об этом: «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества»18. В романе имеется ценностный аспект отражения жизни, т. е. писатель утверждает идеал как определенную духовную ценность, выходящую за пределы изображаемой конкретной исторической эпохи 60-х годов. «Ценность» дается заранее определенной и как нечто общечеловеческое, вечное, абсолютное и противопоставленное современному конкретно-историческому миру, т. е. дворянско-буржуазному обществу.

Другие сочинения по этому произведению


Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна — "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сочинение по роману Достоевского «Идиот» Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе «Идиот» Полифония и композиция романа «Идиот» Утопический идеал в романах Достоевского «Некоторые последствия нигилизма» Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот» Роман о “положительно-прекрасном” человеке «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Идиот Страсти и пороки в романе Достоевского "Идиот" Жажда красоты и идеала (по роману "Идиот") Трагичная любовь князя Мышкина Несостоятельность Ставрогина в романе «Идиот» Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот» Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот» Этический идеал автора и его героя Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот» «Положительно прекрасный человек» Главная цель и смысл романа Достоевского «Идиот» В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского "Идиот" Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа "Идиот") Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот» Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот») Предыстория князя Мышкина В романе «Идиот» (1868) два главных лица Князь Мышкин — новый Христос Роман о "положительно прекрасном" Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Рогожин - характеристика литературного героя Обзор романа Достоевского «Идиот» Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»