Крошка Цахес, по прозванию Циннобер

Эрнст Теодор Амадей Гофман


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
25 сочинений

«Образ Цахеса в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»»

Сочинение

Образ Цахеса, как думают исследователи творчества Гофмана, мог быть навеянный писателю рисунками Жака Калло, в коллекции которого была целая серия карикатур, на которые он воссоздал гротескные образы безобразных горбунов. Отдельные из этих рисунков воспринимаются как портрет Цахеса: “То, что на первый взгляд можно было целиком воспринять за фантастично скрюченный обрубок дерева, было не что другое, как безобразный малыш каких-то две пяди на рост, который до сих пор поперек лежал в коробе, а теперь вылез и барахтался и, бурчав в траве. Голова у урода глубоко запала между плечами, на спине вырос горб, как тыква, а сразу же от груди свисали тонкие, словно лещиновые палочки, ноги, итак весь он был похож на раздвоенную редьку.

На лице невнимательный глаз ничего бы и не уведел, но, присмотревшись внимательнее, можно было заметить длинный острый нос, который высовывался из под черного чуба, пара маленьких черных глаз, - чудище, да и довольно”.

Цахес и остался бы навек обычным крестьянским сыном, если бы не милость феи Розабельверде, что проявила милосердие к маленькому уроду и наделила ее тремя волшебными волосинками, которые имели магическую силу: “Патронесса фон Рожагожа, или, собственно, славная фея Розабельверде, так как это именно она и есть, нашла урода на дороге. Фея так думала: когда природа, словно мачеха, обидела его, то она наградит малого странным таинственным даром, благодаря какому все, что кто-то доброго подумает, скажет или сделает в его присутствии, будет идти на его счет, ба даже сам он в обществе просвещенных, умных, остроумных людей будет чтимый как просвещенный, умный, остроумный, и вообще его будут иметь за наилучшего из тех, среди кого он будет находиться”.

Получив волшебный дар и “из спеси взяв себе пышное имя Цинобер”, Цахес начинает отвесное карьерное восхождение, с невероятной скоростью перепрыгивая с одного общественной ступени на другого. Сначала он попадается на воспитание в дом пастора, дальше с его рекомендательным письмом появляется в Керепес, где взыскивает незабываемое впечатление на профессора Моша Терпина: “Так как же гляньте только на его величественную фигуру, на его благородное, непринужденное поведение. Он, наверно, княжеской крови, а возможно, что и королевский сын!”. Без завершения университетского курса Цахес назначается чиновником из важных доверенностей, а дальше делает блестящую карьеру и становится в конце концов первым министром у князя Барсануфа.

Сила золотых волосинок такая большая, что Цахесом присваивается все: богатство, власть, таланты, даже любви волшебной Кандиды, нареченной поэта Бальтазара. Цахес готов уничтожить и самого Бальтазара, но в финале повести все оборачивается не в его пользу: тайна маленького урода раскрыта, а его самого - руками Бальтазара - позбавлено волшебных возможностей.
Свою ошибку вынужденная была признать и самая фея Рожагожа: ” Бедный Цахесе! Пасынку природы! Я желала тебе добрая! Возможно, я ошибалась, думая, что чудесное внешнее дарование, которой я тебя одарила, осияет благотворным лучом твою душу и возбудит внутренний голос, который скажет тебе: “Ты не тот, за кого тебя считают, итак старайся уравняться с человеком, на чьих крыльях ты, бескрылая калека, поднимаешься!” Но никакой внутренний голос в тебе не проснулся. Твой заскорузлый, мертвый дух не смог подняться, ты не избавился своей глупости, грубости, невоспитанности”.

Цахес в повести Гофмана - один из тех безобразных существ, которые представляют отвратительный мир филистерской морали, но значение именно его образа в повести намного сложнее, чем других персонажей филистеров, и не подвергается четкому и однозначному толкованию.

Внутренний смысл образа Цахеса исследователи усматривают то в насмешке из общества, в котором имеет значение видимость, а не настоящие заслуги. То в опровержении власти золота, которые его символизируют золотые волосы на голове Цахеса, то в описани несправедливого и неравномерного распределения материальных и духовных благ в корыстолюбивом обществе, то в иронии над просветительскими лозунгами, которые на практике часто воспринимают за истину то, что на самом деле обнаруживает себя как фантастическая иллюзия.

Впрочем, можно говорить и о том, что в более общем, символическом смысле образ Цахеса выступает как олицетворение темных инстинктов человека, связанных с желанием восхваления и получение неограниченной деспотической власти над душами и умами других людей. При этом писателе описует даже не столько сам по себе образ урода Цахеса, сколько то, что аморальные качества и искривлено мировоззрение, не имея на самом деле ничего магического в своей глубинной сути, взыскивает магическое влияние на общество. Очевидно, внутренне готовое их воспринять как что-то надлежащее, как норму собственного жизненного поведения. Или не об этом свидетельствует одна из финальных сцен повести, в которой даже после того, как чары Цахеса уже развеялись, ему самому устраивают торжественные похороны?

Возможно, именно поэтому в повести Гофмана нет настоящего положительного героя, ведь каждый из персонажей писателя получает от него персональный критический счет, мера сомнения и насмешка которого пропорциональные мере отдаленности персонажа от того неосуществленного романтического идеала, которому сам Гофман остался верным к последним дням своей жизни.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ произведения Гофмана "Крошка Цахес" Герои сказки Гофмана «Крошка Цахес» Цахес – герой сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвонию Циннобер» Мир безобразного и прекрасного в сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Чудная фантастика сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Материальный мир сказочных персонажей сказки «Крошка Цахес» Характер конфликтов в сказке «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Саркастическая фантазии Сказка Гофмана «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Красота и мистика в произведении Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Особенности романтизма Гофмана («Золотой горшок» Крошка Цахес) Малыш Цахес на прозвищу Циннобер. Пересказ сюжета Цахес - характеристика литературного героя Противостояние художника и филистера основной конфликт сказки «Крошка Цахес» Призрачное и прекрасное в повести сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Безобразное и прекрасное в произведении Гофмана «Малыш Цахес» Малыш Цахес на прозвищу Циннобер Мистическое и прекрасное в Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Откуда берутся цахесы (По сказке Гофмана "Крошка Цахес") Сюжет сказки Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Сатирическое изображение жизни («Крошка Цахес по прозвищу Циннобер») Чем сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» отличается от других сказок Персонажи сказки «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Образ Бальтазара в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»