Крошка Цахес, по прозванию Циннобер

Эрнст Теодор Амадей Гофман


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
25 сочинений

«Красота и мистика в произведении Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»»

Сочинение


Немецкий писатель-романтик, перу которого принадлежит такой шедевр, как символико-романтическая сказка-новелла «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819). Основной конфликт произведения - противостояние писателя и филистера. Гофман переплетает реальную действительность и фантазию, земное и возвышенно-небесное, прекрасное и безобразное. Сказка-новелла построена по всем канонами романтической истории: здесь есть волшебник и фея, мечтательный поэт, прекрасная любимая поэта, есть глупые и ограниченные придворные. Ирония, сатира, гротеск - средства, с помощью которых автор заостряет внимание на основном конфликте, возвеличивает «жизнь духа», демонстрирует непринятие будничности реальной жизни. Известнейшие произведения: «Золотой горшок», «Чертов эликсир», «Жизненные взгляды кота Мурра», «Щелкунчик».

В сказке-новелле «Крошка Цахес» действительность возникает в образе страны эпохи Просвещения. Гофман разоблачает с помощью всевластной иронии химерическое величие великих князей, используя средства фантастического гротеска. Это кукольное государство, где все похоже на бессмысленный маскарад, все ниточки которого держит урод - карлик Цахес. Присвоив себе чужую работу, славу, любовь, он становится первым лицом в стране. Это всевластный министр, кавалер ордена зеленого тигра с двадцатью пуговицами. Гофман описывает его в карикатурно-комическом, приниженном плане.

Филистерство в нации символизирует комическая фигура профессора Моша Терапина, «апостола механизации жизни», что изучает «птиц и животных в жареном виде». Механическому миру кукол противостоит романтический мечтатель Бальтазар, который ищет спасение от пустоты филистерского существования в поэзии, в радостной симфонии природы. Это идеальный мир, где живут гармония, свобода. Только Бальтазар может освободить мир, так как он «одарен внутренней музыкой». Именно он рассказывает миру о любви соловья и красной розе, так как способен видеть тайны и красоту природы.

Здесь побеждает добро, как в настоящей сказке. Цахес гибнет, оказавшись в ночном горшке. В чем же загадка его судьбы? Фея жестоко ошиблась, считая, что «внешний прекрасный дар» прорастет в его душе. «Но внутренний голос не проснулся. Твой вялый, жизненно несостоятельный дух не смог подняться ». Из этой сказки мы можем сделать такой вывод: жизнетворный дух - это дух художника, а филистерство - безобразное, это пародия на настоящую жизнь.Живописность и музыкальность прозы Гофмана, романтическая ирония, химерическая выдумка и убедительная реальность в описаниях его фантазий восхищают уже не одно поколение читателей. Сам Гофман, например, рассматривал свою сказку «Крошка Цахес» как что-то значительно большее, чем игра романтической фантазии. Гофман в художественных образах раскрыл основной недостаток капиталистического общества, где работа и награда за нее распределены вопреки здравому смыслу. Тогда как один работает, похвалы, деньги и слава достаются другому.

В своем произведении Гофман показывает жизнь небольшого городка и двора князя Пафнутия, при котором появляется безобразный карлик - Цахес. Маленький Цахес вызывает жалость феи Розабельверде и получает от колдуньи магический дар, который делает его всесильным. Все добрые поступки, все таланты других приписываются ему.

Три волоска, которые Цахес получил от феи в дар, будто воплощают в себе фетишизм золота, который передает свои блеск и ценность его обладателю. Содержание образов, созданных Гофманом, понятны нам: каким бы отвратительным не был Цахес, еще более отвратительными являются те общественные качества, что четко выступают в сказке, несмотря на ее фантастическую форму.

Однако Гофман безобразному княжеству противопоставляет мир «энтузиастов», в котором распоряжаются фея Розабельверде и волшебник Альпапус. Романтик и мечтатель, студент Бальтазар в конце сказки дружится с любимой девушкой и торжествует над врагом Цахесом. Однако не торжество Бальтазара показано Гофманом как «грехопадение»: поженившись с Кандидой, Бальтазар входит в филистерский мир, который иронически представлен даром Проспера Альпануса - костром, в котором никогда не гаснет огонь. Цахес уничтожен, и это не результат борьбы, а результат действия обычных сил. В реальной действительности, в изображении Гофмана, нет ничего из филистерства. Глупый, отвратительный мир, в котором уважали Цахеса, может быть преодолен, к сожалению, лишь чарами.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ произведения Гофмана "Крошка Цахес" Герои сказки Гофмана «Крошка Цахес» Цахес – герой сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвонию Циннобер» Мир безобразного и прекрасного в сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Чудная фантастика сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Материальный мир сказочных персонажей сказки «Крошка Цахес» Характер конфликтов в сказке «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Саркастическая фантазии Сказка Гофмана «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Особенности романтизма Гофмана («Золотой горшок» Крошка Цахес) Малыш Цахес на прозвищу Циннобер. Пересказ сюжета Цахес - характеристика литературного героя Противостояние художника и филистера основной конфликт сказки «Крошка Цахес» Призрачное и прекрасное в повести сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Безобразное и прекрасное в произведении Гофмана «Малыш Цахес» Малыш Цахес на прозвищу Циннобер Мистическое и прекрасное в Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Откуда берутся цахесы (По сказке Гофмана "Крошка Цахес") Сюжет сказки Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Образ Цахеса в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Сатирическое изображение жизни («Крошка Цахес по прозвищу Циннобер») Чем сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» отличается от других сказок Персонажи сказки «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Образ Бальтазара в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»