Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
Эрнст Теодор Амадей Гофман
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
25 сочинений
«Чудная фантастика сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»»
Сочинение
В произведении Э. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» рассказывается о событиях, которые произошли в маленьком государстве князя Диметрия. По жанру это сказка-новелла. Действующими лицами произведения является карлик Цахес, фея Розабельверде, студенты Балтазар и Фабиан, профессор Мош Терпин и его дочь Кандида, маг Проспер Альпанус. Рассказ ведется от лица автора. История о маленьком уроде разоблачает быт и обычаи карликовых княжеств, которые еще имели место быть в Германии. В государстве князя Деметрия каждый житель имел полную свободу, поэтому сюда слетелось большое количество фей и магов, которые превыше всего на свете ставят свободу. Но в скором времени Деметрий умер.
Его место занял Пафнутий, который считал, что волшебникам на его землях не место. В княжестве осталась лишь фея Розабельверде, которая уговорила Пафнутия предоставить ей место в приюте для благородных девушек. Однажды, когда Розабельверде в замечательном настроении гуляла в лесу, на обочине дороги она увидела крестьянку Лизу, которая спала. Рядом с ней лежала корзина с хворостом, в котором был ее сын, крошка Цахес.
Это был страшный урод с лицом старика, тоненькими, будто веточки, ножками. Пожалев этого урода, фея начала расчесывать своим гребешком его запутанные волосы. Когда мать проснулась, феи уже возле них не было. Крестьянка отправилась в путь. По дороге она встретилась с местным пастором, который был очень поражен уродливостью малыша, хотя и сказал, что тот красив собой, и даже предложил взять ребенка на воспитание. Лиза была бы рада лишиться этого бремени, но не могла понять, чем именно мог понравиться ее безобразный сын пастору.
А тем временем в Керпесском университете учится молодой поэт Балтазар, который любит Кандиду, дочь своего профессора Моша Терпина. Неожиданно среди университетского люда появилось новое лицо - крошка Цахес, который имеет необыкновенный дар располагать к себе людей. Если кто-то в его присутствии говорит что-то остроумное, все считают, что это сказал Циннобер (так теперь называют крошку Цахеса), но если Циннобер гнусно ноет, что он любит делать, обвиняют не его, а кого-то другого. Все восхищаются утонченностью и ловкостью Циннобера, он пленил даже Кандиду.
Чары Циннобера действуют на всех людей, состояние которых похоже на массовый психоз. Только два студента - Балтазар (по замыслу автора, он ревностно оберегает сказочный мир природы и поэзии от вторжения вульгарности и повседневности) и Фабиан - замечают, что карлик на самом деле безобразный и злой. Чем дальше, тем больше благ достигает карлик враньем. Он становится экспедитором в министерстве иностранных дел. Глубокий замысел воплощен в необыкновенной судьбе урода Цахеса, судьбе, которая обусловлена тем загадочным для романтика законом, согласно которого материальные и духовные блага в буржуазном обществе распределяются неравномерно: тот, кто имеет власть, присваивает себе плоды ума и рук тех, кто ничего не имеет.
Однажды в княжество прибывает доктор Проспер Альпанус, который на самом деле является магом. С помощью магического зеркала он показывает Балтазару и Фабиану, каким есть карлик на самом деле, потом вызывает фею Розабельверде и сообщает ей, что в будущем карлик натворит много бед.
Фея соглашается опекать Циннобера и ломает гребешок, которым она когда-то расчесывала его кудри. Волшебная сила гребешка была в трех огненных волосинках, которые фея наделила колдовской силой: все чужие заслуги приписывались их владельцу, а все его недостатки - другим, и мало кто мог видеть правду. Теперь эти волосинки надо было вырвать, что и сделали Балтазар и Фабиан. Это случилось именно в тот момент, когда должна была состояться помолвка Циннобера с Кандидой. Все сразу увидели карлика таким, каким он был на самом деле.
Его выбрасывают прочь, он бежит к своему дворцу и тонет в серебряном горшке. Однако фея после смерти Циннобера делает последнее благодеяние - превращает его в красавца. Не забывает фея и о матери карлика, крестьянке Лизе: на ее участке вырос замечательный сладкий лук, и женщина становится поставщицей княжеского двора этим луком. А Балтазар вступил в брак с красавицей Кандидой на радость ее родителям. Автор приходит к выводу, что богатство и человеческая глухота, то, что люди забывают законы природы и красоты, приводит к господству бестолковости и вульгарности.
Но Гофман верит в великую силу искусства - победа его на страницах сказки возможна, но в мире людей все намного сложнее: этим и объясняется ироничный финал произведения. Таким образом, в произведениях Гофмана, также как и в произведениях многих других романтиков, отображено столкновение двух миров: материального и духовного.
Два параллельных мира могут пересекаться (как в «Золотом горшке»), могут не замечать друг друга, но всегда существует трагическое, хотя и иронически осмысленное разногласие между миром таланта и фантазии и миром бездуховности и ограниченности. Непонятый современниками, Гофман начал восприниматься на уровне пророка через несколько десятилетий после смерти. По, Бальзак, Достоевский, Блок, Кафка и много других писателей считали Гофмана своим учителем.
Его место занял Пафнутий, который считал, что волшебникам на его землях не место. В княжестве осталась лишь фея Розабельверде, которая уговорила Пафнутия предоставить ей место в приюте для благородных девушек. Однажды, когда Розабельверде в замечательном настроении гуляла в лесу, на обочине дороги она увидела крестьянку Лизу, которая спала. Рядом с ней лежала корзина с хворостом, в котором был ее сын, крошка Цахес.
Это был страшный урод с лицом старика, тоненькими, будто веточки, ножками. Пожалев этого урода, фея начала расчесывать своим гребешком его запутанные волосы. Когда мать проснулась, феи уже возле них не было. Крестьянка отправилась в путь. По дороге она встретилась с местным пастором, который был очень поражен уродливостью малыша, хотя и сказал, что тот красив собой, и даже предложил взять ребенка на воспитание. Лиза была бы рада лишиться этого бремени, но не могла понять, чем именно мог понравиться ее безобразный сын пастору.
А тем временем в Керпесском университете учится молодой поэт Балтазар, который любит Кандиду, дочь своего профессора Моша Терпина. Неожиданно среди университетского люда появилось новое лицо - крошка Цахес, который имеет необыкновенный дар располагать к себе людей. Если кто-то в его присутствии говорит что-то остроумное, все считают, что это сказал Циннобер (так теперь называют крошку Цахеса), но если Циннобер гнусно ноет, что он любит делать, обвиняют не его, а кого-то другого. Все восхищаются утонченностью и ловкостью Циннобера, он пленил даже Кандиду.
Чары Циннобера действуют на всех людей, состояние которых похоже на массовый психоз. Только два студента - Балтазар (по замыслу автора, он ревностно оберегает сказочный мир природы и поэзии от вторжения вульгарности и повседневности) и Фабиан - замечают, что карлик на самом деле безобразный и злой. Чем дальше, тем больше благ достигает карлик враньем. Он становится экспедитором в министерстве иностранных дел. Глубокий замысел воплощен в необыкновенной судьбе урода Цахеса, судьбе, которая обусловлена тем загадочным для романтика законом, согласно которого материальные и духовные блага в буржуазном обществе распределяются неравномерно: тот, кто имеет власть, присваивает себе плоды ума и рук тех, кто ничего не имеет.
Однажды в княжество прибывает доктор Проспер Альпанус, который на самом деле является магом. С помощью магического зеркала он показывает Балтазару и Фабиану, каким есть карлик на самом деле, потом вызывает фею Розабельверде и сообщает ей, что в будущем карлик натворит много бед.
Фея соглашается опекать Циннобера и ломает гребешок, которым она когда-то расчесывала его кудри. Волшебная сила гребешка была в трех огненных волосинках, которые фея наделила колдовской силой: все чужие заслуги приписывались их владельцу, а все его недостатки - другим, и мало кто мог видеть правду. Теперь эти волосинки надо было вырвать, что и сделали Балтазар и Фабиан. Это случилось именно в тот момент, когда должна была состояться помолвка Циннобера с Кандидой. Все сразу увидели карлика таким, каким он был на самом деле.
Его выбрасывают прочь, он бежит к своему дворцу и тонет в серебряном горшке. Однако фея после смерти Циннобера делает последнее благодеяние - превращает его в красавца. Не забывает фея и о матери карлика, крестьянке Лизе: на ее участке вырос замечательный сладкий лук, и женщина становится поставщицей княжеского двора этим луком. А Балтазар вступил в брак с красавицей Кандидой на радость ее родителям. Автор приходит к выводу, что богатство и человеческая глухота, то, что люди забывают законы природы и красоты, приводит к господству бестолковости и вульгарности.
Но Гофман верит в великую силу искусства - победа его на страницах сказки возможна, но в мире людей все намного сложнее: этим и объясняется ироничный финал произведения. Таким образом, в произведениях Гофмана, также как и в произведениях многих других романтиков, отображено столкновение двух миров: материального и духовного.
Два параллельных мира могут пересекаться (как в «Золотом горшке»), могут не замечать друг друга, но всегда существует трагическое, хотя и иронически осмысленное разногласие между миром таланта и фантазии и миром бездуховности и ограниченности. Непонятый современниками, Гофман начал восприниматься на уровне пророка через несколько десятилетий после смерти. По, Бальзак, Достоевский, Блок, Кафка и много других писателей считали Гофмана своим учителем.
Другие сочинения по этому произведению
Анализ произведения Гофмана "Крошка Цахес" Герои сказки Гофмана «Крошка Цахес» Цахес – герой сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвонию Циннобер» Мир безобразного и прекрасного в сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Материальный мир сказочных персонажей сказки «Крошка Цахес» Характер конфликтов в сказке «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Саркастическая фантазии Сказка Гофмана «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Красота и мистика в произведении Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Особенности романтизма Гофмана («Золотой горшок» Крошка Цахес) Малыш Цахес на прозвищу Циннобер. Пересказ сюжета Цахес - характеристика литературного героя Противостояние художника и филистера основной конфликт сказки «Крошка Цахес» Призрачное и прекрасное в повести сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Безобразное и прекрасное в произведении Гофмана «Малыш Цахес» Малыш Цахес на прозвищу Циннобер Мистическое и прекрасное в Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Откуда берутся цахесы (По сказке Гофмана "Крошка Цахес") Сюжет сказки Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Образ Цахеса в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Сатирическое изображение жизни («Крошка Цахес по прозвищу Циннобер») Чем сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» отличается от других сказок Персонажи сказки «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» Образ Бальтазара в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»