Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
75 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова"»
Сочинение
М.Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма "Демон") имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма – литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути.
Возьмем, к примеру, два наиболее не похожих друг на друга произведения – "Мцыри" и "Песня про... купца Калашникова".
На первый взгляд, "Песня..." – произведение историческое или, скорее, синтезирующее в себе историческое и фольклорное начала. Но Лермонтов, как известно, – истинный поэт-романтик, и поэтому в каком бы то ни было его произведении не могли не отразиться хотя бы некоторые черты этого направления. Взять, например, сам сюжет этой поэмы: он, как и полагается романтическому произведению, мелодраматичен – гордый человек с большим чувством собственного достоинства погибает, отстаивая честь своей жены и свою собственную. Калашников не может допустить того, что все больше распускаются весьма грязные слухи о связи Кирибеевича с его женой. Затронуто его доброе имя, и поединок с обидчиком становится неизбежным.
Характеры в поэме довольно гиперболизированы, так, как это, согласно сложившейся традиции, и должно быть у романтических героев. Они четко разграничиваются на "хороших" и "плохих"; если отрицательный герой – так уж негодяй, если положительный – в нем присутствует полный набор всевозможных человеческих достоинств.
Если в "Песне..." описание круга романтических принципов, ситуаций, в принципе, можно на этом завершить, то "Мцыри" – вечный эталон романтизма. Здесь присутствует весь спектр романтических тем, образов, ситуаций, свойственных романтикам вообще, а также и конкретно лермонтовские понятия, образующие своеобразный круг безысходности.
Томление в отсутствии свободы, бегство из неволи, мимолетное упоение счастьем, невозможность длительного счастья, трагический конец – в виде такой цепочки можно изобразить типичный романтический сюжет. Центр поэмы – традиционный романтический конфликт, разногласие героя самого с собой, расхождение души героя с обществом, идеалов с действительностью, жизни с вечностью. Это мятеж души против рабства. Здесь очень узнаваема тематика классических романтических произведений, как отечественных, так и европейских авторов.
Кстати, стоит заметить, что в "Песне..." мотив противоборства также очевиден: мы тоже видим борьбу условного добра со злом. Калашников, несомненно, является олицетворением добра, он герой положительный, его борьба не осуждается, он безусловно прав, отстаивая человеческие идеалы и свое право на справедливость. За свои взгляды он готов бороться, и ничто не может его остановить – ни угроза смерти, ни даже немилость самого государя.
В "Мцыри" же этот конфликт представлен наиболее ярко: здесь добро – это идеалы юноши, то, о чем он мечтает для себя; зло же – та сила, обстоятельства, мешающие им. Герой всецело отдался своей безумной страсти – жажде свободы, даже не понимая четко, что же в его понимании свобода. Он исходит от противного: свобода – это все, что находится за пределами монастыря (кстати, для Лермонтова почти всегда монастырь – символ тюрьмы). Автор настолько концентрирует внимание на внутреннем мире Мцыри, на его переживаниях, что не считает нужным даже дать ему имя, у него есть только экзотическое определение его сущности, обозначенное в заглавии (ведь Мцыри – это "неслужащий монах", "послушник" по-грузински).
Композиция поэмы также говорит о ее направлении: поскольку романтики считали основным предметом изображения человеческую душу, то и форма исповеди – самый удобный способ для раскрытия ее мельчайших деталей.
Таким образом, ясно, что в любом произведении Лермонтова, пусть даже вначале и кажущемся не имеющим отношения к романтизму, определенные мотивы этого направления присутствуют, по причине романтического склада натуры самого поэта.
Возьмем, к примеру, два наиболее не похожих друг на друга произведения – "Мцыри" и "Песня про... купца Калашникова".
На первый взгляд, "Песня..." – произведение историческое или, скорее, синтезирующее в себе историческое и фольклорное начала. Но Лермонтов, как известно, – истинный поэт-романтик, и поэтому в каком бы то ни было его произведении не могли не отразиться хотя бы некоторые черты этого направления. Взять, например, сам сюжет этой поэмы: он, как и полагается романтическому произведению, мелодраматичен – гордый человек с большим чувством собственного достоинства погибает, отстаивая честь своей жены и свою собственную. Калашников не может допустить того, что все больше распускаются весьма грязные слухи о связи Кирибеевича с его женой. Затронуто его доброе имя, и поединок с обидчиком становится неизбежным.
Характеры в поэме довольно гиперболизированы, так, как это, согласно сложившейся традиции, и должно быть у романтических героев. Они четко разграничиваются на "хороших" и "плохих"; если отрицательный герой – так уж негодяй, если положительный – в нем присутствует полный набор всевозможных человеческих достоинств.
Если в "Песне..." описание круга романтических принципов, ситуаций, в принципе, можно на этом завершить, то "Мцыри" – вечный эталон романтизма. Здесь присутствует весь спектр романтических тем, образов, ситуаций, свойственных романтикам вообще, а также и конкретно лермонтовские понятия, образующие своеобразный круг безысходности.
Томление в отсутствии свободы, бегство из неволи, мимолетное упоение счастьем, невозможность длительного счастья, трагический конец – в виде такой цепочки можно изобразить типичный романтический сюжет. Центр поэмы – традиционный романтический конфликт, разногласие героя самого с собой, расхождение души героя с обществом, идеалов с действительностью, жизни с вечностью. Это мятеж души против рабства. Здесь очень узнаваема тематика классических романтических произведений, как отечественных, так и европейских авторов.
Кстати, стоит заметить, что в "Песне..." мотив противоборства также очевиден: мы тоже видим борьбу условного добра со злом. Калашников, несомненно, является олицетворением добра, он герой положительный, его борьба не осуждается, он безусловно прав, отстаивая человеческие идеалы и свое право на справедливость. За свои взгляды он готов бороться, и ничто не может его остановить – ни угроза смерти, ни даже немилость самого государя.
В "Мцыри" же этот конфликт представлен наиболее ярко: здесь добро – это идеалы юноши, то, о чем он мечтает для себя; зло же – та сила, обстоятельства, мешающие им. Герой всецело отдался своей безумной страсти – жажде свободы, даже не понимая четко, что же в его понимании свобода. Он исходит от противного: свобода – это все, что находится за пределами монастыря (кстати, для Лермонтова почти всегда монастырь – символ тюрьмы). Автор настолько концентрирует внимание на внутреннем мире Мцыри, на его переживаниях, что не считает нужным даже дать ему имя, у него есть только экзотическое определение его сущности, обозначенное в заглавии (ведь Мцыри – это "неслужащий монах", "послушник" по-грузински).
Композиция поэмы также говорит о ее направлении: поскольку романтики считали основным предметом изображения человеческую душу, то и форма исповеди – самый удобный способ для раскрытия ее мельчайших деталей.
Таким образом, ясно, что в любом произведении Лермонтова, пусть даже вначале и кажущемся не имеющим отношения к романтизму, определенные мотивы этого направления присутствуют, по причине романтического склада натуры самого поэта.
Другие сочинения по этому произведению
Жить не по лжи За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении