«Портретная характеристика образа купца Калашникова»
Сочинение
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) - важный этап в эволюции Лермонтова на пути к народности. Творчески используя в поэме фольклорные традиции, Лермонтов создает произведение, органически вписывающееся в его художественную систему. Фольклорное начало сливается в нем с неповторимым «лермонтовским элементом». Близость поэмы к традициям народно-поэтического творчества проявляется в ее образном строе и поэтике, в ее лексико-стилистических, синтаксических и ритмико-метрических особенностях.
Поэт широко использует прием тройственности, который пронизывает композиционно-сюжетную и образно-стилистическую структуру «Песни», постоянные эпитеты, развернутые отрицательные сравнения, лексико-синтаксические параллелизмы, «подхваты», т. е. повторения окончаний одной строки в начале следующей («Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка»). Не воспроизводя буквально народные пословицы и поговорки, поэт создает свои, близкие к ним по содержанию и образной структуре («Сердца жаркого не залить вином, Думу черную - не запотчивать»).
Лермонтовское начало с наибольшей полнотой воплощено в образно-смысловой структуре поэмы, в ее образах-характерах и сюжетостроении, в проблематике. Каждый из трех основных образов поэмы несет в себе свою социально-историческую и нравственно-психологическую правду. Хотя центральным персонажем является Калашников, противостоящие ему персонажи предстают натурами не менее незаурядными, наделенными глубоким личностным содержанием. В Кирибеевиче подкупает искренность и сила его страсти. Любовь к Алене Дмитриевне захватывает его целиком. Без нее постылы ему все радости - «кони легкие», «наряды парчовые», «красны девушки да молодушки». Кирибеевич близок лермонтовским героям, неспособным на компромиссы с собой и жизнью.
Их главный принцип - или все, или ничего. Но не терпящая преград воля Кирибеевича, получая поддержку и опору в его социальном положении, переходит в своеволие, а глубокое человеческое чувство - в произвол и насилие. Не менее сложен образ царя Ивана Грозного. Его могучая личность не растворяется в сане, в его социальной роли. Но положение самодержавного владыки способствует перерождению многих его лучших человеческих качеств в их противоположность. Однако деспотизм, жестокость причудливо уживаются в нем со справедливостью. Грозный в поэме предстает и как царь-деспот, и как воплощение правосудия, призванного охранять сложившийся миропорядок от попыток противопоставить ему интересы отдельных личностей, быть на страже общего в его вековечном споре с частным.
Степан Парамонович - тип купца, человека «третьего сословия», который, однако, и по социальному статусу того времени, и по своей патриархальной нравственности близок к народу. И именно в силу этого он с наибольшей полнотой воплощает тип русского человека, русский национальный характер. В Калашникове органически сочетаются простота, сдержанность, терпеливость, уважительное отношение к другим с огромным, запасом внутренних сил и энергии, проявляющихся со всей их мощью в исключительных обстоятельствах. Открытый вызов, бросаемый Калашниковым царскому любимцу, опричнику Кирибеевичу, и самому царю, олицетворял зревшие в народе силы протеста, нес в себе «заряд гигантского мятежа» (А. В. Луначарский). Но этот образ несет в себе и важные проблемы философского порядка. Среди них одна из центральных для Лермонтова - свободен человек в своих поступках или они предопределены обстоятельствами, судьбой, богом? На первый взгляд, в поэме дается однозначный ответ: человек не волен в своих действиях. В преддверии поединка между Калашниковым, и Кирибеевичем в поэме говорится: «И подумал Степан Парамонович: «Чему быть суждено, то и сбудется». Однако следующий же стих вносит существенные коррективы в сказанное: «Постою за правду до послед-нева». Фатализм Калашникова особого свойства - это своего рода «активный фатализм». Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы, ее конечных результатов, он свободен в выборе между Добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и кривдой - свободен нравственно.
До сих нор нет общепринятого мнения о художественном методе лермонтовской поэмы. В пользу принадлежности «Песни» к реализму говорит историзм и подлинная народность поэмы, социальная детерминированность характеров, нравственно-психологическая мотивированность действий, последовательное развертывание сюжета, вытекающего из столкновения характеров и логики их внутреннего развития, конкретная и предметная точность изображения, языка и стиля. Не менее значительны доводы в доказательство романтизма поэмы.
Ее герои наделены могучими страстями, все они личности исключительные, действующие в исключительных обстоятельствах. И главное - в каждом из центральных персонажей ощутим отсвет лермонтовского идеала сильной, гордой, неподвластной обстоятельствам личности. В монологах героев, особенно Кирибеевича и Калашникова, немало субъективно-эмоциональных, экспрессивно окрашенных стилистических форм. По своей художественности природе лермонтовская поэма представляет собой еще недостаточно изученный сплав реализма и романтизма, возможно, с преобладанием первого над вторым.
Другие сочинения по этому произведению
Жить не по лжи
За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?
Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Калашников - носитель национальных черт русского народа
Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера
Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове»)
Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»)
Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...»)
Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова?
Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова
Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова
Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству?
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино»)
Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова
Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова»
Моё любимое произведение
Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа
Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Мое отношение к поступку купца Калашникова
Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова»
Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова
Калашников – носитель лучших черт русского национального характера
«Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова
В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»
Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3)
Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством.
Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича»
"Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова
Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова"
Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова\
Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова
Удалой купец Калашников (по "Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова")
Художественное своеобразие "Песни про царя Ивана Васильевича…"
Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»
Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова»
Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова)
Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» с народным творчество
Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма
Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…»
Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (2)
Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова 2
Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Каковы причины обращения М.Ю. Лермонтова к русской истории? (по стихотворению "Бородино" и поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова")
Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова) (1)
Своеобразие и уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича...”
Образ Степана Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
Во семье родилась она купеческой,прозывается Аленой Дмитревной
Художественный анализ
Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Смерть за честь(по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова")
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»
Вдохновенная эпическая поэма «Песня про удалого купца Калашникова»