Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Михаил Юрьевич Лермонтов


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
75 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова»»

Сочинение

1. Связь «Песни...» с фольклором.
2. Сближение образа Калашникова с образами былинных богатырей.
3. Возвышение в народном сознании образа главного героя.

В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» продолжена традиция обращения к историческому прошлому России, заложенная в ряде пушкинских произведений. Чтобы передать колорит эпохи, писатель обратился к жанру песни-сказания. Подобные произведения в те времена обычно исполнялись под аккомпанемент гуслей на пирах царей и вельмож. Соответственно, повествование в «Песне...» ведется от лица гусляров-сказителей, которые славят боярина и боярыню, в доме которых происходит пир. Также сказители обращаются и к царю, из чего можно сделать вывод, что и он находится в числе слушателей. Собственно царю Ивану Васильевичу формально и адресована «Песня...»:



Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова...

Но рассказ о семейной беде Калашникова, о его единоборстве с опричником и казни отважного купца — это уже не застольная песенка, предназначенная для увеселения царя и его приближенных. Эта простая и трагическая повесть доводится до сведения народа.

Избранный Лермонтовым способ повествования потребовал, разумеется, использования художественных средств, характерных для народной поэзии:

Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали.

В то же время благодаря стилизации произведения под народную поэзию ярче проступают те черты Калашникова, которые традиционны для образа народного героя. Являясь главой семьи и для своей жены и детей; и для младших братьев, Калашников четко осознает свою ответственность и за материальное благополучие своих близких, и за их доброе имя. Именно чувство ответственности и забота о дальнейшей судьбе семьи тревожит Калашникова, а не Собственная участь, когда он навлекает на себя гнев царя. Не о помиловании для себя просит «удалой купец», а о царском покровительстве для своих родных:

Прикажи меня казнить — и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью...

Высокий идеал чести толкает Калашникова на бой с опричником. Подозрение, что жена могла поступить не так, как полагается согласно этому идеалу, заставляет Степана Парамоновича сурово заговорить с Аленой Дмитревной: Уж ты где, жена, жена шаталась?

На каком подворье, на площади,
Что растрепаны твои волосы,
Что одежа твоя вся изорвана?
Уж гуляла ты, пировала ты,
Чай, с сынками все боярскими!..
Не на то пред святыми иконами
Мы с тобой, жена, обручалися...

Чувство ответственности за родных, непоколебимость нравственных устоев, готовность отстаивать их до последнего вздоха — все это сближает образ Калашникова с образами былинных богатырей, заступников Руси. Опричнина, введенная Иваном Грозным, была страшным несчастьем для всей России. По свидетельствам историков, опричники могли делать все, что им заблагорассудится. Они подчинялись только царю, который не ставил преград их беззакониям. Обида, нанесенная опричнику, сурово каралась, словно она была нанесена самому царю. Недюжинную смелость нужно было иметь, чтобы открыто признаться, как Калашников:

Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только богу единому.

Подобно былинному богатырю, герой не страшится вступить в бой с силой, враждебной народу. Не испытывает он и страха перед гневом царя опять же как былинный богатырь, который прямо говорит правду князю, не боясь его немилости. В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов возрождает эпический идеал героя — человека действия. Калашников чужд колебаний относительно того, как ему следует себя вести в конкретной ситуации. Нужно отметить, что его убежденность в правильности принятого решения основывается не древних представлениях о чести и праве. Согласно христианским заповедям, нужно прощать своих врагов. Однако, во-первых, опричник, по сути, не только личный враг Калашникова, но и представитель структуры, изначально враждебной народу, борьба с которой — святое дело. Во-вторых, сердцу русского человека вообще гораздо ближе идеал деятельного противостояния злу, чем созерцательного самосовершенствования:

А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.

Но не только бесстрашие и высокие нравственные идеалы характеризуют образ Калашникова. В «Песне...» показаны его отношения с младшими братьями, которым он заменил отца. Перед боем с опричником Степан Парамонович дает братьям наказ продолжить начатое им дело чести, если его вдруг постигнет неудача. Мотивом своего решения выйти против Кирибеевича Калашников называет не месть, не ревность, а «святую правду-матушку». Поединок с опричником для него — это суд Божий. Нужно отметить, что в средние века во многих странах, в том числе и на Руси, действительно существовала практика судебных поединков. Считалось, что в таком бою Бог примет сторону того, на чьей стороне правда. Победа Калашникова — это торжество правды, свидетельство того, что Бог на его стороне. Ведь Степан Парамонович отстаивает честь своей жены и свою собственную, святость законов церкви и незыблемость моральных норм, в то время как Кирибеевич вторгается в чужую жизнь, пытается разорвать узы, связывающие мужа и жену, узы, по христианской традиции являющиеся практически нерасторжимыми.

Калашников выступает в роли хранителя семейных и нравственных устоев, наставника братьев. Перед смертью он вспоминает и о своей жене, и о детях, произнося слова, характерные для героя народных преданий:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!

Героем и остается Калашников в памяти народа, бесстрашным борцом за правду. Гибель Степана Парамоновича на плахе лишь усиливает народные симпатии — на Руси мучеников всегда чтили, пострадали ли они за православную веру или же просто за «правду-матушку». Символично и место, где похоронили Калашникова: «промеж трех дорог», то есть на перекрестке. Снова былинный образ: на перекрестке трех дорог герой обычно выбирает свой путь. Но Калашников его уже выбрал: это перекресток — место, где будущие герои станут избирать свою дорогу, помянув «удалого купца». И обычные люди, проходя мимо могилы отважного бойца за правду, отдают ему дань уважения и восхищения, как народному заступнику:

Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

Другие сочинения по этому произведению


Жить не по лжи За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Калашников - носитель национальных черт русского народа Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове») Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…») Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...») Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова? Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству? Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино») Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю. Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Портретная характеристика образа купца Калашникова Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Моё любимое произведение Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова Мое отношение к поступку купца Калашникова Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова Калашников – носитель лучших черт русского национального характера «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…» Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3) Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством. Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича» "Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова\ Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова Удалой купец Калашников (по "Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова") Художественное своеобразие "Песни про царя Ивана Васильевича…" Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова» Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова) Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» с народным творчество Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…» Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…» Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (2) Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова 2 Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Каковы причины обращения М.Ю. Лермонтова к русской истории? (по стихотворению "Бородино" и поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова") Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова) (1) Своеобразие и уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича...” Образ Степана Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» Во семье родилась она купеческой,прозывается Аленой Дмитревной Художественный анализ Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» Смерть за честь(по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова") Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова» Вдохновенная эпическая поэма «Песня про удалого купца Калашникова»