Старуха Изергиль
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
72 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”»
Сочинение
Алексей Максимович Горький в романе «Фома Гордеев» рисует широкую картину жизни «хозяев» этого мира. Перед читателями проходит галерея портретов купцов-капиталистов: Игната Гордеева, Анания Щурова, Маякина.
Правдиво и талантливо Горький показал безжалостное и страшное лицо капитала. Говоря о первоначальном накоплении денег, автор показывает темные пути его составления. Нет в этом мире понятия чести и порядочности. Увидя возможность обогатиться, получить огромный куш, толкаются и дерутся за него эти люди, подставляют подножки друг другу, оттесняют локтями менее удачливых и расторопных. И благодаря нажитым нечестно деньгам, эти деятели становятся уважаемыми людьми, «столпами общества». «Иногда всем бывает известно, что такой-то человек, мошенник и подлец, а все-таки его зовут Иваном иль Петром и величают по батюшке, а не по матушке...» - говорит Маякин Фоме, обучая крестника «философии жизни».
В этом обществе один бог - деньги. Ему поклоняются и служат, во имя него готовы душу продать.
Когда-то Ананий Щуров разбогател на труде каторжного фальшивомонетчика, теперь же он, будучи богатым торговцем леса, считает себя правым во всем. Учит молодежь жить, не стесняясь, приводит в пример свою жизнь. Упоминая всуе имя Иисуса, Щуров и ему подобные, надеются откупиться от Бога, замолить грехи. У этих людей нет ничего святого в жизни. Цель одна - сколотить капитал, преумножить его, передать наследникам. Про себя Щуров самонадеянно говорит: «Я сам тоже предстану перед Господом... не налегке... Понесу с собой ношу тяжелую пред святое лицо его... Я сам тоже тешил дьявола... только я в милость Господню верую, а Яшка (Маякин) не верит ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай... Яшка в Бога не ве рит... это я знаю! И за то, что не верит,- на земле еще будет наказан!» Эта речь полна самодовольства и уверенности в возможность «откупиться» и на Страшном суде. Подличая, воруя и обманывая, эти люди, кажется, хотят жить вечно. Их не страшит ни Божий, ни, тем более, людской суд. Они стараются даже создать некую «свою философию», чтобы передать ее своим детям. Но не всегда младшее поколение радует своих отцов.
«Врагом делу» оказался Фома Гордеев; ушел в скит, спасая душу, сын Щурова; не во всем доволен сыном и зятем Маякин. У этого строя нет будущего. Буйные, сильные и вольные отцы оставляют немощное поколение, не способное продолжить дело. В этом Горький видит причину распада этого общества, его неминуемый конец.
Общество, которое строится на корысти, обмане, беззаконии, непременно погибнет. Эту мысль Горький продолжит в своем романе «Дело Артамоновых», в пьесе «Егор Булычев и другие», в ряде талантливых произведений, показывающих вырождение класса «хозяев жизни» и появление новых героев, мечтающих о справедливом мире, в котором не будет лжи, насилия и обмана.
На рубеже XX века определился новый этап горь-ковского творчества. В нем отразился рост рабочего движения второй половины 90-х годов, в нем отложились впечатления Горького, с одной стороны, от столкновений с миром хозяев, крупных капиталистов, буржуазных политиков, а с другой стороны, от общения с рабочими, с рабочим движением. И в конце 1900 г. Горький выступил с повестью «Фома Гордеев». Перед читателями- богатая и многообразная картина русской жизни, мира русской буржуазии - от некультурности и открытого хищничества до европеизированных форм капитализма. Это и богомольный, ветхозаветный Ананий Изуров, разбогатевший путем преступления, и стяжатель-философ Яков Маленин, «мозговой» человек, который «уже способен думать шире, чем требуют узко личные его интересы, он политически наточен и чувствует значение своего класса, «хочет, чтобы буржуазия и купечество имели в своих руках не только экономическую, но и политическую власть».
Наибольшее внимание в романе уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания Якову Маленину и становящемуся «боком» к нему Фоме Гордееву.
«Фома Гордеев» - повесть о крепнущей русской буржуазии, о том, как она набирает силы. Повесть Горького, однако, не только показывает рост русской буржуазии, не только раскрывает бесчеловечность капиталистических отношений, ложь и лицемерие буржуазной морали.
Основной замысел повести - показать, по словам самого Горького, как в современной буржуазной действительности «должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии».
Уже в старшем поколении, среди тех, кто основал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против звериных порядков собственнического мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев - одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, «охваченный неукротимой страстью к работе», в прошлом водолив, а теперь богач - владелец трех пароходов и десятка барж.
Его сын Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно тянется к красоте, правде и справедливости, не хочет и не умеет фальшивить. Мир собственнических отношений для него- «тюрьма»: «... душно мне ... Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что не мирится!»
Фома - «здоровый человек», который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках совершенности. Он выделяется из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее изменить.
Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменений, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе и тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям, к книге, общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал «снисходительную жалость к голодному».
В конце повести Фома повержен и унижен. Мещанский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым писатель раскрыл мерзость царства щуровых, маяниных, резинковых, коноковых.
Правдиво и талантливо Горький показал безжалостное и страшное лицо капитала. Говоря о первоначальном накоплении денег, автор показывает темные пути его составления. Нет в этом мире понятия чести и порядочности. Увидя возможность обогатиться, получить огромный куш, толкаются и дерутся за него эти люди, подставляют подножки друг другу, оттесняют локтями менее удачливых и расторопных. И благодаря нажитым нечестно деньгам, эти деятели становятся уважаемыми людьми, «столпами общества». «Иногда всем бывает известно, что такой-то человек, мошенник и подлец, а все-таки его зовут Иваном иль Петром и величают по батюшке, а не по матушке...» - говорит Маякин Фоме, обучая крестника «философии жизни».
В этом обществе один бог - деньги. Ему поклоняются и служат, во имя него готовы душу продать.
Когда-то Ананий Щуров разбогател на труде каторжного фальшивомонетчика, теперь же он, будучи богатым торговцем леса, считает себя правым во всем. Учит молодежь жить, не стесняясь, приводит в пример свою жизнь. Упоминая всуе имя Иисуса, Щуров и ему подобные, надеются откупиться от Бога, замолить грехи. У этих людей нет ничего святого в жизни. Цель одна - сколотить капитал, преумножить его, передать наследникам. Про себя Щуров самонадеянно говорит: «Я сам тоже предстану перед Господом... не налегке... Понесу с собой ношу тяжелую пред святое лицо его... Я сам тоже тешил дьявола... только я в милость Господню верую, а Яшка (Маякин) не верит ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай... Яшка в Бога не ве рит... это я знаю! И за то, что не верит,- на земле еще будет наказан!» Эта речь полна самодовольства и уверенности в возможность «откупиться» и на Страшном суде. Подличая, воруя и обманывая, эти люди, кажется, хотят жить вечно. Их не страшит ни Божий, ни, тем более, людской суд. Они стараются даже создать некую «свою философию», чтобы передать ее своим детям. Но не всегда младшее поколение радует своих отцов.
«Врагом делу» оказался Фома Гордеев; ушел в скит, спасая душу, сын Щурова; не во всем доволен сыном и зятем Маякин. У этого строя нет будущего. Буйные, сильные и вольные отцы оставляют немощное поколение, не способное продолжить дело. В этом Горький видит причину распада этого общества, его неминуемый конец.
Общество, которое строится на корысти, обмане, беззаконии, непременно погибнет. Эту мысль Горький продолжит в своем романе «Дело Артамоновых», в пьесе «Егор Булычев и другие», в ряде талантливых произведений, показывающих вырождение класса «хозяев жизни» и появление новых героев, мечтающих о справедливом мире, в котором не будет лжи, насилия и обмана.
На рубеже XX века определился новый этап горь-ковского творчества. В нем отразился рост рабочего движения второй половины 90-х годов, в нем отложились впечатления Горького, с одной стороны, от столкновений с миром хозяев, крупных капиталистов, буржуазных политиков, а с другой стороны, от общения с рабочими, с рабочим движением. И в конце 1900 г. Горький выступил с повестью «Фома Гордеев». Перед читателями- богатая и многообразная картина русской жизни, мира русской буржуазии - от некультурности и открытого хищничества до европеизированных форм капитализма. Это и богомольный, ветхозаветный Ананий Изуров, разбогатевший путем преступления, и стяжатель-философ Яков Маленин, «мозговой» человек, который «уже способен думать шире, чем требуют узко личные его интересы, он политически наточен и чувствует значение своего класса, «хочет, чтобы буржуазия и купечество имели в своих руках не только экономическую, но и политическую власть».
Наибольшее внимание в романе уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания Якову Маленину и становящемуся «боком» к нему Фоме Гордееву.
«Фома Гордеев» - повесть о крепнущей русской буржуазии, о том, как она набирает силы. Повесть Горького, однако, не только показывает рост русской буржуазии, не только раскрывает бесчеловечность капиталистических отношений, ложь и лицемерие буржуазной морали.
Основной замысел повести - показать, по словам самого Горького, как в современной буржуазной действительности «должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии».
Уже в старшем поколении, среди тех, кто основал состояние, были люди, которые внутренне протестовали против звериных порядков собственнического мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям. Таков Игнат Гордеев - одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, «охваченный неукротимой страстью к работе», в прошлом водолив, а теперь богач - владелец трех пароходов и десятка барж.
Его сын Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно тянется к красоте, правде и справедливости, не хочет и не умеет фальшивить. Мир собственнических отношений для него- «тюрьма»: «... душно мне ... Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что не мирится!»
Фома - «здоровый человек», который хочет свободы жизни, которому тесно в рамках совершенности. Он выделяется из мира хозяев, и в этом Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настанет время ее изменить.
Фома не понимает до конца устройства жизни, не знает путей и методов ее изменений, далек от передовой интеллигенции и народа, не находит с ними общего языка, хотя в душе и тянется к ним. Он много думает над жизнью, но у него нет тяги к знаниям, к книге, общество умных и образованных людей отпугивает Фому. Стремления иметь друзей он не ощущает. Мир собственности, который Фома отвергает, купеческий уклад жизни наложили на него свою печать; он рано познал «снисходительную жалость к голодному».
В конце повести Фома повержен и унижен. Мещанский мир торжествует победу над бунтарем. Победу над слабым и запутавшимся человеком, но не над читателем, перед которым писатель раскрыл мерзость царства щуровых, маяниных, резинковых, коноковых.
Другие сочинения по этому произведению
«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль" ) Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» ) Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры Композиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль» Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль” Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» Идейно-художественное своеобразие "Старуха Изергиль" Пейзаж в раскрытии замысла автора Ранний романтизм Горького на примере рассказа " Старуха Изергиль " Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне» Какова роль героев в легендах о Ларре и Данко Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ? Сила и слабость человека в понимании М. Горького Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Данко – «лучший из всех» Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей Легенда о Данко как дань памяти людей о его подвиге Какое понимание жизни и человека утверждает Через красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль») Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль») Первые произведения Горького «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы Старуха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы