Старуха Изергиль
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
72 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»»
Сочинение
Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) продолжает цикл романтических произведений раннего Горького. Главная героиня рассказа — старая молдаванка Изергиль, которая рассказывает историю своей нелегкой жизни, подчеркивая ее двумя легендами, которые в аллегорической форме раскрывают полемику писателя с философией Ф. Ницше. Главный герой первой легенды, которая воплощает образ ницшеанского «Сверхчеловека», — Ларра, сын женщины и орла. Он убивает девушку, которая отказала ему в любви, из-за чего люди прогоняют его, считая, что вечное одиночество будет для него худшим из возможных наказаний. Герой другой легенды — Данко. В критический для своего народа момент он вырывает из груди собственное сердце, которым освещает дорогу посреди темного леса. Это помогает найти выход из лесной гущи, но люди быстро забывают о подвиге Данко, который спас их от гибели ценой собственной жизни.
Жизненная философия Изергиль находится, словно посреди этих двух мировоззренческих позиций. Поэтому и композиционно ее жизненная история размещена между двумя легендами. Основным содержанием жизни Изергиль была любовь — сначала к рыбаку, потом — к разбойнику-гуцулу, к турку — хозяину гарема и его сына, к монаху-поляку.
Одним из наиболее резонансных произведений Горького романтического цикла стал его знаменитый стих в прозе «Песня о Буревестнике» (1901). «Песню о Буревестнике» он написал в Нижнем Новгороде 12 марта 1901 г., где Горький проводил революционную пропаганду среди студентов и работников. «Песня» вызвала бурю восхищения в кругах революционно настроенной молодежи, превратившись в своеобразный гимн революции. Царская цензура запретила и «Песню», и журнал «Жизнь», в котором она была опубликована. Впрочем, проблематика произведения не такая уж и однозначная, как это старались трактовать большевистские идеологи.
Вопреки связи его идейной направленности с революционным пафосом, произведение, учитывая особенности мировоззрения раннего Горького, можно толковать и в других смысловых связях (горьковское видение настоящего человека, его бунтарство против духовной заскорузлости мира). Отсюда вытекает и аллегоризм образов «Песни», которые изображены по принципу контраста: на одном полюсе — идеал духовно возвышенной личности (Буревестник), а на другом — напуганные жизненными бурями людишки, воплощенные в образах чаек, гагар, пингвинов. Интересной деталью, которая характеризует образ Буревестника, является сравнение его с демоном, в чем можно видеть скрытый отголосок ницшеанских идей о Сверхчеловеке, который восстает против Бога. Признаки неоромантизма в произведении такие: аллегорическая основа, обостренный эмоциональный пафос, исключительная личность в центре изображения, исключительность условий, в которых она изображена, подчеркнутость героического начала и т.п.
Приблизительно с середины 90-х гг. XIX ст. Горький начал писать цикл рассказов о т.н. «босяках» (ворах, пьяницах, нищих и т.п.). Писатель считал, что они — социально обездоленные, но не подавленные духом, морально богатые люди, выходцы из общественных низов, которые вобрали в себя лучшие черты народа, его психологию и мировоззрение. «Босяки были для меня, — писал Горький, — «необыкновенными людьми»… они не жадные, не душат друг друга, не стремятся к обогащению… Меня очень привлекало в них то, что они не жаловались на свое существование.., а о приличной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически, но совсем не из чувства зависти, а словно из гордости, из осознания, что живут они бедно, а все же они лучше тех, кто живет обеспечено».
В цикл «босяцких» рассказов вошли такие произведения: «Емельян Пиляй», «Дед Артем и Леня», «Попрошайка», «Как-то осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и прочие.
Один из лучших рассказов «босяцкого» цикла, в котором описывается история трагической жизни одного из типичных босяков конца XIX ст., — «Коновалов « (1897). Рассказ ведется от лица мальчугана Максима — подручного Коновалова в пекарне, где они вместе работают на хозяина. Коновалов — мастер – «золотые руки». Кроме того, он — «стихийный» философ, человек, который задумывается над жизнью, старается найти объяснение всем неурядицам, найти свою «точку равновесия», но ему это так и не удается.
Коновалов — человек с высокими моральными качествами, наделенный богатой, способной к сопереживанию душой. Он старается помочь бывшей любовнице-проститутке освободиться от тисков проституции, с уважением относится к людям, но его духовным поискам не хватает моральной твердости. «Ржавчина растерянности перед жизнью и яд раздумий над ней, — как делает замечание рассказчик, — разъедали его могущественную фигуру, родившуюся, к несчастью, с добрым сердцем. Таких «задумчивых» людей много в русской жизни, и все они очень несчастные, так как бремя их дум преувеличено слепотой их ума». Поэтому Коновалов спивается, странствует по стране в поисках работы, делает попытку даже нелегально пересечь границу и, в конце концов, попал в тюрьму, от отчаяния перед жизнью, которая, как он думает, не сложилась, прибегает к самоубийству.
Жизненная философия Изергиль находится, словно посреди этих двух мировоззренческих позиций. Поэтому и композиционно ее жизненная история размещена между двумя легендами. Основным содержанием жизни Изергиль была любовь — сначала к рыбаку, потом — к разбойнику-гуцулу, к турку — хозяину гарема и его сына, к монаху-поляку.
Одним из наиболее резонансных произведений Горького романтического цикла стал его знаменитый стих в прозе «Песня о Буревестнике» (1901). «Песню о Буревестнике» он написал в Нижнем Новгороде 12 марта 1901 г., где Горький проводил революционную пропаганду среди студентов и работников. «Песня» вызвала бурю восхищения в кругах революционно настроенной молодежи, превратившись в своеобразный гимн революции. Царская цензура запретила и «Песню», и журнал «Жизнь», в котором она была опубликована. Впрочем, проблематика произведения не такая уж и однозначная, как это старались трактовать большевистские идеологи.
Вопреки связи его идейной направленности с революционным пафосом, произведение, учитывая особенности мировоззрения раннего Горького, можно толковать и в других смысловых связях (горьковское видение настоящего человека, его бунтарство против духовной заскорузлости мира). Отсюда вытекает и аллегоризм образов «Песни», которые изображены по принципу контраста: на одном полюсе — идеал духовно возвышенной личности (Буревестник), а на другом — напуганные жизненными бурями людишки, воплощенные в образах чаек, гагар, пингвинов. Интересной деталью, которая характеризует образ Буревестника, является сравнение его с демоном, в чем можно видеть скрытый отголосок ницшеанских идей о Сверхчеловеке, который восстает против Бога. Признаки неоромантизма в произведении такие: аллегорическая основа, обостренный эмоциональный пафос, исключительная личность в центре изображения, исключительность условий, в которых она изображена, подчеркнутость героического начала и т.п.
Приблизительно с середины 90-х гг. XIX ст. Горький начал писать цикл рассказов о т.н. «босяках» (ворах, пьяницах, нищих и т.п.). Писатель считал, что они — социально обездоленные, но не подавленные духом, морально богатые люди, выходцы из общественных низов, которые вобрали в себя лучшие черты народа, его психологию и мировоззрение. «Босяки были для меня, — писал Горький, — «необыкновенными людьми»… они не жадные, не душат друг друга, не стремятся к обогащению… Меня очень привлекало в них то, что они не жаловались на свое существование.., а о приличной жизни «обывателей» говорили насмешливо, иронически, но совсем не из чувства зависти, а словно из гордости, из осознания, что живут они бедно, а все же они лучше тех, кто живет обеспечено».
В цикл «босяцких» рассказов вошли такие произведения: «Емельян Пиляй», «Дед Артем и Леня», «Попрошайка», «Как-то осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и прочие.
Один из лучших рассказов «босяцкого» цикла, в котором описывается история трагической жизни одного из типичных босяков конца XIX ст., — «Коновалов « (1897). Рассказ ведется от лица мальчугана Максима — подручного Коновалова в пекарне, где они вместе работают на хозяина. Коновалов — мастер – «золотые руки». Кроме того, он — «стихийный» философ, человек, который задумывается над жизнью, старается найти объяснение всем неурядицам, найти свою «точку равновесия», но ему это так и не удается.
Коновалов — человек с высокими моральными качествами, наделенный богатой, способной к сопереживанию душой. Он старается помочь бывшей любовнице-проститутке освободиться от тисков проституции, с уважением относится к людям, но его духовным поискам не хватает моральной твердости. «Ржавчина растерянности перед жизнью и яд раздумий над ней, — как делает замечание рассказчик, — разъедали его могущественную фигуру, родившуюся, к несчастью, с добрым сердцем. Таких «задумчивых» людей много в русской жизни, и все они очень несчастные, так как бремя их дум преувеличено слепотой их ума». Поэтому Коновалов спивается, странствует по стране в поисках работы, делает попытку даже нелегально пересечь границу и, в конце концов, попал в тюрьму, от отчаяния перед жизнью, которая, как он думает, не сложилась, прибегает к самоубийству.
Другие сочинения по этому произведению
«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль" ) Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» ) Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры Композиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль» Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль” Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» Идейно-художественное своеобразие "Старуха Изергиль" Пейзаж в раскрытии замысла автора Ранний романтизм Горького на примере рассказа " Старуха Изергиль " Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне» Какова роль героев в легендах о Ларре и Данко Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ? Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль” Сила и слабость человека в понимании М. Горького Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Данко – «лучший из всех» Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей Легенда о Данко как дань памяти людей о его подвиге Какое понимание жизни и человека утверждает Через красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль») Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль») Первые произведения Горького «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы Старуха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы