Старуха Изергиль
Максим Горький
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
72 сочинения
Главные герои
И их характеристика
«Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века»
Сочинение
В своих ранних произведениях М. Горький предстает как романтик. Романтический, а потом идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – основная черта этого литературного направления. Характерны и убеждения романтических героев с их противоречиями становятся главным предметом изображения, а художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героев во всей их сложности и противоречивости, объяснить их силу и слабость. Одно из таких художественных средств – антитеза.
Антитеза – основа композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Создавая образ главной героини, именем которой и назван рассказ, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Идеал и антиидеал, два романтических полюса повествования, выраженные в легендах, задают систему координат, в рамки которой хочет поставить себя Изергиль. Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о ее собственной жизни, которая и составляет идеологический центр повествования.
Замечательная легенда о горящем сердце Данко, о том, как вырвал юноша Данко из своей груди сердце, чтобы осветить его пламенем путь людям и вывести их из темного леса, становится полностью понятной в сопоставлении с легендой о Ларре.
В 90-е годы ХХ века наряду с толстовской проповедью непротивления злу насилием и всепрощения стали распространяться совсем другие учения, призывающие «подтолкнуть падающего». Таким было учение немецкого философа Фридриха Ницше, который был готов оправдать любую жестокость «сверхчеловека», презирающего покорное стадо обыкновенных людей.Подобно Заратустре, Ларра спускается с гор к обитателям долины. Он, сын орла, считает себя «первым на земле». «Он был ловок, хищен, силен, жесток, и не встречался с людьми лицом к лицу». «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». Ларра не хочет считаться с людьми, их мнениями, нравами и законами.
И вот к Ларре приходит возмездие, которое хуже смерти. Приходит одиночество, но оно несет не то счастье, о котором говорит Ницше, а медленную, мучительную казнь отверженности.
Данко взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», как волки. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, вернуть им человеческий облик. И сердце Данко горело, чтобы рассеять не только тьму леса, но и тьму их души. Ларра и Данко – очень значительные и емкие образы, в которых запечатлены две формы общественного, социального поведения, два резко контрастных взгляда на отношение человека и общества.
Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия.
Горький утверждает, что род человеческий двойственен. От века жили «красавцы, которые любят», и «старики от рождения».
Отсюда в рассказе контрастные символические параллели: свет – тьма, солнце – болотный холод, огненное сердце Данко – камень вместо сердца у Ларры.
Горькую правду о двойственном людском роде рассказывает Изергиль, вспоминая свою молодость. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь была освещена любовью и самопожертвованием. Но во всем: в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню.
Таким образом, использование антитезы способствует глубокому раскрытию мировоззрения и характеров героев и идейного замысла произведения.
Антитеза – основа композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Создавая образ главной героини, именем которой и назван рассказ, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший крайний индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Идеал и антиидеал, два романтических полюса повествования, выраженные в легендах, задают систему координат, в рамки которой хочет поставить себя Изергиль. Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о ее собственной жизни, которая и составляет идеологический центр повествования.
Замечательная легенда о горящем сердце Данко, о том, как вырвал юноша Данко из своей груди сердце, чтобы осветить его пламенем путь людям и вывести их из темного леса, становится полностью понятной в сопоставлении с легендой о Ларре.
В 90-е годы ХХ века наряду с толстовской проповедью непротивления злу насилием и всепрощения стали распространяться совсем другие учения, призывающие «подтолкнуть падающего». Таким было учение немецкого философа Фридриха Ницше, который был готов оправдать любую жестокость «сверхчеловека», презирающего покорное стадо обыкновенных людей.Подобно Заратустре, Ларра спускается с гор к обитателям долины. Он, сын орла, считает себя «первым на земле». «Он был ловок, хищен, силен, жесток, и не встречался с людьми лицом к лицу». «У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». Ларра не хочет считаться с людьми, их мнениями, нравами и законами.
И вот к Ларре приходит возмездие, которое хуже смерти. Приходит одиночество, но оно несет не то счастье, о котором говорит Ницше, а медленную, мучительную казнь отверженности.
Данко взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», как волки. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, вернуть им человеческий облик. И сердце Данко горело, чтобы рассеять не только тьму леса, но и тьму их души. Ларра и Данко – очень значительные и емкие образы, в которых запечатлены две формы общественного, социального поведения, два резко контрастных взгляда на отношение человека и общества.
Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия.
Горький утверждает, что род человеческий двойственен. От века жили «красавцы, которые любят», и «старики от рождения».
Отсюда в рассказе контрастные символические параллели: свет – тьма, солнце – болотный холод, огненное сердце Данко – камень вместо сердца у Ларры.
Горькую правду о двойственном людском роде рассказывает Изергиль, вспоминая свою молодость. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь была освещена любовью и самопожертвованием. Но во всем: в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню.
Таким образом, использование антитезы способствует глубокому раскрытию мировоззрения и характеров героев и идейного замысла произведения.
Другие сочинения по этому произведению
«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль" ) Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» ) Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры Композиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль» Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль” Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» Идейно-художественное своеобразие "Старуха Изергиль" Пейзаж в раскрытии замысла автора Ранний романтизм Горького на примере рассказа " Старуха Изергиль " Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне» Какова роль героев в легендах о Ларре и Данко Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ? Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль” Сила и слабость человека в понимании М. Горького Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Данко – «лучший из всех» Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей Легенда о Данко как дань памяти людей о его подвиге Какое понимание жизни и человека утверждает Через красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль») Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль») Первые произведения Горького «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы Старуха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы