Старуха Изергиль

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
72 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль»»

Сочинение

Рассказ «Старуха Изергиль» написан в середине 90-х годов XIX века, в эпоху пролетарских революций.

Романтические герои здесь не обрисованы Горьким как представители определенных социальных групп. Их вольнолюбие, смелость, протест против сковывающих сил выражаются в плане индивидуальных переживаний.

В рассказе осуждаются люди, выступающие против коллектива. Легендой о Ларре развенчивается культ «сверхчеловека», хищника. Данко же полон готовности к самопожертвованию ради блага народа, «великой любви к людям».

Тема «прекрасного мира» и жизнеутверждения в идейном содержании произведения существенна. Она составляет основной мотив «обрамления», где вырастает образ прекрасной природы и людей, умеющих трудиться, наслаждаться жизнью, петь песни, видеть и создавать красоту. В рассказе «Старуха Изергиль» совмещаются мотивы жизнелюбия, радости жизни и мотивы героического самопожертвования Данко, борьбы за свободу и благо народа.

С первых строк ощущается романтический колорит, но сначала писатель более сдержанно пользуется средствами выразительности для его создания, а далее повествование все более эмоционально окрашивается, как бы преломляясь через восприятие рассказчика.

Романтичен и облик старухи, от лица которой ведется повествование: «Время согнуло ее пополам… Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Сказочный, фантастический этот облик — олицетворение самого времени. «Многие тысячи лет прошли с той поры…» — начинает Изергиль свой рассказ, и кажется, что старуха — свидетельница того, что происходило в течение этих лет. Слово «время» воспринимается здесь как «вечность».

В основе композиции рассказа «Старуха Изергиль» лежит антитеза. Если в образе Данко писатель раскрывает духовную силу волевого человека, то в первой легенде, о Ларре, он показывает бессмысленность индивидуализма. Один холодный ум без молодого сердца не дает человеку настоящей силы. Уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это слабость сына орла и земной женщины. Мать Ларры, «измученная», «иссохшая», — самая несчастная жертва того, кто противопоставил себя тысячам.

В понимании писателя лишь горячая любовь к людям и своему делу дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

Интересно, что Горький уподобляет силы природы живому существу: «…болото разевало свою жадную, гнилую пасть», «…лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…», «И деревья… казались живыми, простирающими вокруг людей… корявые, длинные руки…»

У природы свой характер, свое отношение к людям. Вот как, например, «ведет себя» лес, когда озверевшие от злобы и усталости люди хотят убить того, кто ведет их к свету. «Остановились они и под торжественный шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко». Лес торжествует. Когда герой совершил свой подвиг, «тьма разлетелась… и пала в гнилой зев болота». Лес, тьма, болото — это олицетворение сил зла, которые стремятся человека превратить в зверя. Об этом следующие строки: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери», «…не было на лицах их благородства…», «…и они насторожились, как волки…», «Ты умрешь! — ревели они».

Писателю было необходимо выразить, что лес торжествует победу, победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей, поэтому он говорит о «торжествующем», «ликующем» шуме леса.

Когда Данко осветил своим пылающим сердцем дорогу людям, «лес замолчал…, а тьма разлетелась от света его… и пала в гнилой зев болота».

Иногда у Горького одни и те же эпитеты характеризуют противоположных героев. И Данко, который сжег свое сердце для людей, и Ларра, который «кроме себя, не видит ничего», характеризуются словами «гордый», «смелый», «красивый». «Вот как был поражен человек за гордость!» — это заключительные слова старухи Изергиль о Ларре. Рассказ о Данко тоже кончается словами о гордости: «Кинул взор вперед себя на ширь степи смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Сохранить свою гордость, то есть чувство собственного достоинства, для Данко — это не стать зверем, не потерять в себе Человека. У Ларры же гордость превращается в индивидуализм, ведет к презрению и ненависти ко всем окружающим.

Сравнивается в рассказе и красота героев: красота Данко — это отражение его благородства, красота Ларры — отчужденности от людей. Поэтому она холодная, хищная: «…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

Конец рассказа вызывает радостное чувство. Ощущение переливающихся красок, яркого света выражается в следующих фразах: «… лес замолчал, освещенный», «…тьма разлетелась от света…», «… люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха…».

Таким образом, все изобразительные средства неразрывно связаны с идейным содержанием рассказа. Они передают мысль писателя о том, что подлинная красота человека — в стремлении одолеть враждебные людям силы. Быть же пассивным — значит уподобиться зверю.

Другие сочинения по этому произведению


«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль" ) Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» ) Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры Композиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль” Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» Идейно-художественное своеобразие "Старуха Изергиль" Пейзаж в раскрытии замысла автора Ранний романтизм Горького на примере рассказа " Старуха Изергиль " Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне» Какова роль героев в легендах о Ларре и Данко Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ? Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль” Сила и слабость человека в понимании М. Горького Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Данко – «лучший из всех» Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль» «Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей Легенда о Данко как дань памяти людей о его подвиге Какое понимание жизни и человека утверждает Через красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль») Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль») Первые произведения Горького «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы Старуха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы