«Тема назначения поэта в лирике В. В. Маяковского »
Писать стихи — невероятный талант, который дается не каждому. И этот дар божий имеет две стороны. Да, поэт имеет власть над словом, он способен с помощью рифм влиять на других. Но сколько эмоциональных усилий требуется для создания стиха!
Поэтический дар — это не преходящий талант, это особая организация души. «Бабочка поэтиного сердца» тонко чувствует и переживает события жизни, в самом обычном она видит удивительное, часто что-то преувеличивает, излишне драматизирует — этим настоящий поэт и отличается от простого человека. Там, где для одних «пустое слово», для творца — «крик тысячедневных мук».
Поэзия Владимира Маяковского предельно эмоциональна. В своей статье «Как писать стихи» он описывает процесс создания рифм и строк. Они постоянно «крутились» в его голове, поэт бубнил их на улице, записывал в бесчисленные блокноты, практически всё знал наизусть. Он писал о быте, о любви, об обществе — почти обо всем. И, конечно, особо его интересовала тема назначения поэта.
В своих стихах Маяковский указывает на необычность внутреннего мира поэта. Например, он может делать так:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Но красота красотой, а в чем же смысл поэзии, каково назначение поэта?
В дореволюционном творчестве Маяковский видел назначение поэзии в подготовке общества к революции. Стихи — движущая сила, вдохновляющая массы, и на плечах искусства лежит ответственность за народное благополучие, к которому приведет революция:
А что, если я народа водитель и одновременно — народный слуга?
Класс гласит из слова нашего, а мы пролетарии, двигатели пера.
В этих строках еще больше чувствуется неотрывность Маяковского от народа. К чему талант, если он не приносит ничего хорошего, если он не движим великой целью? Такое искусство, ради эстетического удовольствия, поэт презрительно называл «чистым», аполитичным искусством, а его создателей — «Митрейками», «Кудрейками» и «балалаечниками». Вместе с тем, Маяковский не считает свою поэзию чем-то невероятным и возвышенным. Сам себя он определяет не самыми восторженными, но острыми словами:
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный.
Поэт, по его мнению, это «горлан-главарь», «агитатор», которому не страшны «хребты веков» и «головы правительств». Ведь все это рано или поздно будет оправдано благополучной жизнью потомков в «коммунистическом далеко».
В стихотворении «Необычайно приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» назначение поэзии объясняется простыми словами:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
Здесь поэт сравнивает себя с солнцем, без которого невозможно жить. Светило иногда устает светить, но оно обязано каждое утро вставать и давать людям свет. Так же и поэт — наделенный талантом, он должен нести духовное озарение в народные массы, в «серый хлам» мира. Не случайно здесь поэт сравнивает поэзию с солнечным светом, а самого поэта — с солнцем, которое снизошло с неба. Это отсылает читателя к языческим поверьям славян: одним из самых главных богов в славянском пантеоне был Ярило. Словом, поэт достоин поклонения, конечно, если он умеет «светить».
«Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердец», — провозглашает Маяковский. Значит, вот оно, истинное значение поэзии — вдохновлять, двигать, побуждать к действию, «реветь медногорлой сиреной». На плечах поэта — огромная ответственность, ведь он должен делать то, за что обычно не платят. Но поэт платит огромную цену за свой талант:
Поэт
всегда
должник вселенной,
платящий
на горе проценты и пени.
Из стихов Маяковского мы видим, что он отводит поэзии огромную роль в жизни общества. Служить людям, верить в завтрашний день и «заражать» этой верой других — вот настоящая сущность поэзии. Маяковский навсегда связал себя с поэзией, таков был его выбор:
Видите —
Гвоздями слов
Прибит к бумаге я.
Другие сочинения по этому произведению
«Гримасы быта» в сатирической поэзии