Стихотворения

Владимир Владимирович Маяковский


Сочинения
20 сочинения

«Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского»

Сочинение

Октябрьская революция стала знаковым событием в истории России 20 века. Она кардинально изменила не только строй, режим в стране, но и жизнь миллионов людей. Эти перемены, безусловно, отразились в искусстве того времени, в частности, в литературе.

В творчестве трех крупнейших поэтов начала 20 века — Блока, Есенина и Маяковского — тема революции после 1917 года стала одной из основных. Эти поэты по-разному относились к переменам, произошедшим со страной, по-разному освещали их, художественно воплощали в своих произведениях.

Самое прямолинейное — положительное — отношение к революции было у В. Маяковского. Он полностью принял все события, произошедшие с его страной, встал на сторону большевиков. Больше того, всего себя, все свое творчество Маяковский поставил на служение делу социалистической революции:

Граждане, за ружья!

К оружию, граждане…

Большое место в этом деле Маяковский отводил именно поэту, которого сравнивал с солнцем. Поэт — это во многом вершитель судеб, он помогает людям усвоить «правильные» истины:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

и солнца!

Именно поэтому Маяковский долгое время работал в «Окнах РОСТА», создавал агитплакаты и агитлубки, выполняя сложную, возможно, лишенную творчества, но нужную, по его мнению, работу:

Рабочий!

Глупость беспартийную выкинь!

Если хочешь жить с другими вразброд —

всех по очереди словит Деникин,

всех сожрет генеральский рот.

Отношение Блока и Есенина к революции 1917 года не было таким однозначным. Известно, что Блок восторженно принял революцию как обновление, как изменение, как шаг к чему-то новому, лучшему. Но, в то же время, он прекрасно понимал, что этот сложный процесс не может происходить совершенно гладко, без потерь, крови и страданий.

В своей поэме «Двенадцать» Блок отразил собственное понимание и отношение к революции:

Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Символика поэмы отчасти позволяет нам проникнуть в смысл данного произведения. По улицам города идет красногвардейский патруль — двенадцать. Он состоит из малообразованных людей «из народа» — новых «хозяев» жизни. Автор объективно оценивает их — «на спину б надо бубновый туз».

«Голодный пес» в поэме — это прошлое, которое осталось позади и его уже не вернешь. А впереди — идет «с кровавым флагом», но сам Иисус Христос.

О символике этого образа в данном произведении ведутся долгие споры. Мне кажется, что все же этот образ несет в себе позитивный смысл — преображения, надежды поэта на светлое будущее.

В отличие от Маяковского и Блока, С. Есенин труднее всех принимал свершившиеся события. Он видел в революции, прежде всего, утрату своей родины, былой Руси, на смену которой пришла совсем другая страна, где поэту уже нет места. Поэт делает вывод:

Приемлю все.

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Есенин так до конца и не принял революцию, а тем более, не был согласен воспевать ее в своем творчестве. Он смирился с тем, что все поменялось в его любимой стране, в его жизни, но предать себя и поставить свою лиру на службу того, что он не принимает, этот поэт не мог:

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Таким образом, Маяковский, Блок и Есенин по-разному относились к революции 1917 года. Свое отношение они передали в стихотворениях, ставших во многом свидетельствами того сложного времени. Если В. Маяковский отражал позицию пролетариата — «выигравшего класса», то Блок — позицию интеллигенции, которая всеми силами пыталась понять, осмыслить, принять свершившиеся события. С. Есенин же так и не сумел влиться в новую жизнь, принять ее идеалы, устремления. Он чувствовал себя «лишним на этом празднике жизни», как, впрочем, и еще миллионы его соотечественников.

Другие сочинения по этому произведению


«Гримасы быта» в сатирической поэзии В. В. Маяковского Анализ стихотворений В. Маяковского «Блэк энд Уайт» и «Бруклинский мост» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Бродвей» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Нате!» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте!» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» Анализ стихотворения В. Маяковского «Нате» Лирический герой ранней поэзии В. В. Маяковского Любовная лирика Есенина и Маяковского Образ бунтаря в поэзии Маяковского. Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского Образ поэта в лирике Маяковского Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского Своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии. Тема назначения поэта в лирике В. В. Маяковского Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В. В. Маяковского Тема революции в поэзии В. Маяковского Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина.