«Любовная лирика Есенина и Маяковского»
Тема любви — одна из ведущих тем в творчестве любого художника. Это не удивительно. Ведь любовь во всех ее проявлениях, радостных и печальных — это вдохновение, это божий дар, это источник жизни. Любовь — главное в жизни человека, то, что определяет все его существование.
Одним из высших достижений любовной лирики является цикл Есенина «Персидские мотивы». Входящие в цикл стихотворения («Шаганэ ты моя, шаганэ…», «Руки милой — пара лебедей», «Ты сказала, что Саади…», «В Хороссане есть такие двери») показывают любовное чувство в совершенно разных его проявлениях. Это и ревность, и грусть, и любовное томление, и измена, и любовные ласки.
Женский образ этого сборника — прекрасная персиянка. В ее глазах отражается «море, полыхающее голубым огнем». Лирическая героиня «Персидских мотивов» — образ собирательный. И Шаганэ, и Гелия, и Лала прекрасны и удивительны, так же, как и их родина.
Но, восхищаясь удивительным Востоком, лирический герой не перестает тосковать по родине. Поэтому в стихотворениях цикла появляется еще один образ — «рязанских раздолий». Любимая женщина неразрывно связывается у Есенина с образом родины.
Мотив любви силен также в цикле «Любовь хулигана», посвященном актрисе Августе Миклашевской. Здесь образ прекрасной женщины переплетается с образом осени. Ее имя «звенит», ее волосы «цветом в осень». Эта женщина оказалась возможностью спокойного и мудрого примирения с действительностью, прощанием с «хулиганством». Но вместе с тем лирический герой прощался и с молодой отчаянностью, с «буйством глаз и половодьем чувств». Герой остро осознает и переживает неразделенную любовь:
И любовь не забавное ль дело.
Ты целуешь, а губы как жесть.
Знаю, чувство мое перезрело,
А твое не сумеет расцвесть.
В этом цикле преобладает красота холода и увядания.
Показательно стихотворение Есенина «Письмо к женщине», в котором сплетаются две линии, два мощных пласта: личное и общественное, любовь к женщине и любовь к родине.
Произведение построено в форме письма к дорогой герою женщине. Начинается оно сугубо интимным, личным воспоминанием. Герой описывает сцену расставания. Любимая женщина бросала в лицо герою резкие и горькие обвинения. Она хотела расстаться с ним, потому что
… вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
В ответ лирический герой выдвигает свои обвинения. Эта женщина просто не понимала его, его душевного разлада и трагедии в мире. Теперь герой сам осознает произошедшие с ним перемены. Он как бы отчитывается любимой женщине обо всем, чтобы показать, каким он стал теперь. Герой словно испытывает чувство вины перед этой женщиной и оправдывается перед ней. А может быть, он ее просто до сих пор любит? Теперь он, по его словам, полностью принимает Советскую власть и «За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша».
В финале герой просит прощения у своей любимой (теперь нет сомнения) женщины за все. Он горестно говорит о том, что ей стал не нужен. У героини новая семья, «серьезный и умный муж». А герой стал для нее лишь… знакомым. Недаром именно так подписывает свое письмо. Он, в традициях русской классической поэзии (вспомним Пушкина и его «Я вас любил…»), желает любимой счастья «под кущей обновленной сени».
Маяковский тоже считает, что любовь — это всегда страдание, боль души, это всегда разрыв. Его лирический герой обладает тонкой и нежной душой. Но разочарование и внутреннее страдание часто делают его жестоким и циничным.
Человеческая любовь, по мнению поэта, невозможна в мире материальном и поверхностном. В своих стихах Маяковский рисует высокий идеал любви-созидания, которая обогащает человека, делает его лучше и чище. По мнению автора, человек не может быть счастлив для себя одного, даже в таком исключительном чувстве.
В дальнейшем творчестве Маяковского — в его стихотворении «Письмо о сущности любви» — четко становится ясна мысль о творческой силе любви:
Любить-
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику…
Особое место в творчестве Маяковского занимает стихотворение «Лиличка! Вместо письма». Здесь автор показывает безответную любовь, которая является счастьем и трагедией лирического героя. Его чувство настолько сильно, что лирический герой не видит без любимого человека смысла жизни и красоты окружающего мира:
Кроме любви твоей,
Мне
нету солнца,
А я не знаю, где ты и с кем.
Любовь у Есенина наполнена сильными, подчас совершенно противоположными эмоциями. Часто любовь приносит страдания, но эти мучительные чувства смягчаются лиризмом и любовью к родине. У Маяковского все иначе. Здесь любовь — это разрыв, это каждый раз смерть и возрождение. Любовь — мощнейший импульс, который заставляет быть лучше, совершенствоваться и побеждать, побеждать себя и весь мир.
Горечь расставаний сменяется у поэтов эйфорией любви, но одно остается неизменно: без любви жить нельзя, это основа всех основ, рецепт вечной жизни…
Другие сочинения по этому произведению
«Гримасы быта» в сатирической поэзии