««Гримасы быта» в сатирической поэзии В. В. Маяковского »
Быт занимает большую часть жизни любого человека. Учеными даже выведена закономерность, что 80% самых важных дел мы делаем за 20% времени. А что мы делаем в остальное время? Спим, едим, моем посуду, убираемся, куда-то едем или куда-то идем, делаем множество повседневных вещей, которые сами уже не замечаем, потому что они настолько привычны и банальны… А если представить, что вместо автобуса нам нужно будет ездить на конных экипажах? Или исчезнут вилки и ложки, и все станут есть японскими палочками? Как это ново! Непривычно! Интересно! Самое страшное, что через несколько месяцев и японские палочки, и запряженные лошади станут обыденными…
Особую ненависть к быту и мещанству испытывал Владимир Маяковский. Он сам жил интересно и насыщенно, в бытовой жизни считал себя аскетом, и высмеивал «любящих баб да блюда».
Первые ноты ненависти к чрезмерному комфорту мы видим в стихотворении 1915 года «Вам!». Поэт противопоставляет себя им, «проживающим за оргию оргию, имеющим ванную и теплый клозет». Лирический герой корит их за то, что они могут спокойно есть и пить, когда в мире происходят драматические события и героические поступки. Он упоминает поручика Петрова и «представленных к Георгию», которые погибли за благополучие других. А эти самые другие, «измазанной в котлете губой похотливо» напевают Северянина. В последней строфе поэт утверждает, что никогда бы не отдал свою жизнь ради таких, поглощенных развлечениями, людей.
«О дряни» — одно из лучших стихотворений Маяковского на бытовую тему. Написанное уже после революции, оно саркастически изображает тихую семейную жизнь «мрази» и «товарища Нади». От описаний бытовых стен веет затхлостью и духовной пустотой. «Мурло мещанина» — так собирательно называет поэт это явление. Оно вылезло «из-за спины РСФСР» в послереволюционные годы. Гул перемен утих, началась спокойная размеренная жизнь, и люди расслабились, причем и физически, и духовно:
Крепкие,
как умывальники,
живут и поныне —
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
«Мразь» мечтает о том, как получить прибавку к зарплате и купить «тихоокеанские галифища», а товарищ Надя спит и видит, как она будет «фигурять на балу в Реввоенсовете» в новом платье с эмблемами. И оба они, «от самовара разморясь», больше ни о чем не желают думать.
В чем же причина этого? «Опутали революцию обывательщины нити», — заключает Маяковский. Обывательский быт — один из главных врагов коммунизма, скрывающийся глубоко внутри людей.
И снова в этом стихотворении появляется образ, противоположный мещанам. Первая строчка звучит так: «Слава, Слава, Слава героям!!!». Но наряду с героями существует и «дрянь», непомнящая тех, кто отдал за них жизни на войне и в революции.
Еще одно стихотворение — «Ужасающая фамильярность» — высмеивает прародителей современной рекламы. Существуют имена, которые надо помнить и чтить. И существуют невежественные производители и чиновники, использующие эти имена «направо и налево». В этом стихотворении Маяковский свежим взглядом посмотрел на названия улиц, на этикетки, на клички собак и — ужаснулся:
Каждый дюйм
бытия земного
профамилен
и разыменован.
В голове
от имен
такая каша!
Поэт замечает, что улица Розы и Луначарского непременно есть в любом городе. Что собак нынче называют не просто «Полкаша», а «Собака по имени Полкан». За высокопарными словами люди стали скрывать собственную пустоту!
А чего стоят названия повседневных товаров! «Крем Коллонтай», названный в честь образованной и гуманной женщины, посла СССР и защитницы гражданских прав женщин; «гигиенические подтяжки имени Семашки» — так досталось по заслугам знаменитому врачу; «Гребенки Мейерхольда» — гениальному театралу выпали гребенки, куда лучше, чем подтяжки… И смешно, и грустно! Но самое обидное даже не в этом, а в другом:
После этого…
все равно —
про Мейерхольда будут спрашивать:
- «Который?
Это тот, который гребешок?»
Вот так привычные вещи приобрели сатирическое звучание под пером Маяковского. Из этих стихотворений мы понимаем, что увлечение бытом и повседневными мелочами заглушает желание перемен и изменений.
Часто бывает полезным посмотреть на себя со стороны, в искривленное сатирой зеркало, — тогда много начинаешь понимать. Маяковский пытался заставить людей увидеть повседневность с другой стороны и постараться наполнить ее смыслом. И в самом деле, если чего-то очень сильно хотеть и к этому стремиться, то даже мытье посуды может стать не скучным делом, а еще одним маленьким шажком на пути к мечте.
Другие сочинения по этому произведению
Анализ стихотворений В. Маяковского «Блэк энд Уайт» и «Бруклинский мост» Анализ стихотворения