«Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского »
Вся жизнь Владимира Маяковского прошла под знаком борьбы и бунтарства. В начале творческого пути он боролся за перемены, защищал революцию. Позже, в послереволюционное время, призывал к продолжению борьбы за светлое будущее. Еще позже он бунтовал против мещанства и пошлости обыденного быта. Поэт все время был против чего-то: против «чистого» аполитичного искусства, против серости и банальности, против «буржуйства», против пустых циничных людей. При этом сам Маяковский был выдающейся, неординарной личностью. Одни его уважали, другие ругали за свободное выражение мыслей. Но никто не мог оставаться равнодушным к творчеству поэта.
С первых своих стихов Маяковский показывает себя бунтарем, возмутителем спокойствия и борцом с обыденностью. В 1913 году в стихотворении «Нате!» он писал:
Я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.
Смело, иронично, пронзительно поэт бросает вызов обществу. Обществу, которое не хочет перемен, которое не хочет развиваться, которому хватает быть сытым и одетым для полноценной жизни. Мужчины с недоеденной капустой в усах, женщины, смотрящие «устрицей из раковин вещей», — среди таких людей приходится жить лирическому герою, терпеть, как они громоздятся «на бабочку поэтиного сердца». И, в то же время, он называет себя «грубым гунном», мотом и транжиром… Такой непобедимый снаружи и такой чуткий внутри — в этом и заключается гениальность Маяковского.
Герой с бунтарской душой вынужден жить в толпе, в массе людей без идеалов и стремлений:
Мокрая, будто ее облизали,
толпа.
Прокисший воздух плесенью веет.
(«Эй!», 1916)
1916 год — время нарастания революционных настроений, когда ветер перемен ощущался в каждом газетном заголовке, в каждом событии. Поэт не может вытерпеть равнодушие толпы, ее будничные потребности и сиюминутные мелочные проблемы. Все это неважно, ведь впереди — революция, перемены! Противопоставляя себя другим, герой сталкивался с еще большим непониманием со стороны общества:
Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?
(«Надоело», 1916 г.)
Тем не менее, Маяковский не ненавидит людей вокруг себя. Да, он осознает силу своего таланта, он понимает, что словом может влиять на других, но этим он не возвышается над всеми остальными, а, наоборот, берет на себя тяжелое бремя ответственности. Он хочет открыть людям глаза, снять с них шоры, показать красоту мира. Поэтический талант для этого ему и дан — чтобы духовно обогащать общество и каждого человека в отдельности. В 1915 году в поэме «Облако в штанах» Маяковский напишет:
Вам я
душу вытащу,
растопчу,
чтоб большая! —
и окровавленную дам, как знамя.
Здесь мы видим истинного бунтаря, истинного борца за лучшую жизнь. Маяковский готов служить обществу, но ни в коем случае не хочет «идти у него на поводу», не хочет подчиняться общепринятым правилам и стереотипам. В таких стихотворениях, как «Хорошее отношение к лошадям» и «Скрипка и немножко нервно», он показывает, как большинство не понимает индивидуальность, не хочет ее принять. Наблюдая за тем, как Лошадь и Скрипка отвергаются обществом, лирический герой не делает, как все. Он протягивает руку помощи таким же непонятым, как и он сам:
А мне — наплевать!
Я — хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»
После того, как произошла революция, всю свою бунтарскую энергию Маяковский направляет на строительство нового мира, «коммунистического далека». Он борется с пережитками «старого» общества. А что такое, по большому счету, пережитки «старого»? Это не нечто глобальное, а привычки и закостенелость мышления отдельно взятого человека, язвительно названные Маяковским «мурлом мещанина». В стихотворении «О дряни» звучит такой призыв:
Скорее головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!
Канарейка — это символ мещанства, которое возмущает героя. По его мнению, это явление необходимо искоренять, чтобы люди могли свободно жить в «новом» обществе.
Таким образом, мы видим, как эволюционирует герой-бунтарь в творчестве Маяковского. Он ни на минуту не перестает быть активным борцом за честную, справедливую, счастливую жизнь в стране, которая нужна его народу, которая стремится вместе с ним построить счастливое будущее.
Другие сочинения по этому произведению
«Гримасы быта» в сатирической поэзии